Судковский Руфин Гаврилович



Когда родился: 7 апреля 19 апреля

Где родился: Очаков

Когда умер: 4 февраля 16 февраля

Где умер: Очаков

Происхождение: Духовенство

Подданство: Российская империя

Жанр: марина

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: романтизм

Cамые известные картины: «Очаковская пристань»
«Прозрачная вода»
«Бой Весты с турецким монитором»
«Дарьяльское ущелье»
одна малая и одна большая медали Императорской Академии художеств




Биография

«Прозрачная вода (Мёртвый штиль)», (1879—1885) — Киевский государственный музей российского искусства. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года», (1881) — Центральный военно-морской музей.

Руфим Гаврилович Судковский родился 7 апреля 1850 года. Отпрыск священника Херсонской епархии и сам по желанию отца готовясь стать священником, Судковский соответственно этому и получил образование, учась поначалу в Очаковском духовном училище, потом в Одесской духовной семинарии. Но священническая деятельность скоро закончила его завлекать. Уже в детские годы начали обнаруживаться в нем возможности к рисованию, а в юношеском возрасте, в особенности во время пребывания в Одессе, под впечатлением видов южного моря с его чарующими красотами в нем совсем пробудился живописец, и он сделался одним из самых ревностных гостей рисовальной школы Одесского общества любителей искусства.

Ознакомившись основательно с употреблением карандаша и кисти, Судковский с жаром стал отрисовывать с натуры и уже в этих юношеских работах нашел бесспорный талант и преимущественную любовь к морским сюжетам. В 1868 году он, не кончив курса, вышел из семинарии и отправился в Петербург, где был принят учеником в академию художеств. В последней пробыл три года, при этом его пейзажные этюды на данные темы были отличены большою и малою серебряными медалями (1870 год).

В 1871 году Судковский возвратился на родину в Очаков и энергично занялся этюдами берегов Чёрного моря. Картины первых лет его пребывания в Очакове носят очевидные следы подражания различным мастерам; в их не достаточно оригинально-творческих частей, как в композиции рисунка, так и в отношении его выполнения, почему даже наилучшие из этих опытов, принятые различными петербургскими выставками, остались, полностью естественно, незамеченными и публикой, и критикой. Но непрестанная и усердная работа Судковского над своим дарованием, строгая самокритика и в особенности поездка в 1874 году за границу существенно усовершенствовали технику его кисти и развили его наблюдательность.

Картины его на академической выставке 1877 года представляли уже решительный шаг вперед в сопоставлении с прежними опытами, найдя в создателе бесспорный большой талант и умение выразить его, и академия художеств отыскала полностью вероятным присудить Судковскому за их звание художника 2-й степени, хотя им и не был сдан нужный для этого особый экзамен по общим предметам: «в символ особенного исключения и не в пример другим» — было мотивировано академией это присуждение.

Два года спустя Судковский получил звание потрясающего художника 1-й степени. В это время начинает расти его известность и в широких кругах, чему в особенности содействовали устроенные им в 1880 и 1881 годах в Одессе две выставки собственных картин.

В конце концов, три выставки его работ в Петербурге (1882, 1883 и 1884 годах; 1-ая вкупе с Ю. Ю. Трилистником) совсем упрочили его известность как известного художника-мариниста, а одна из замечательнейших его картин — «Буря близ Очакова», экспонированная в 1882 году на выставке «Общества художественных выставок», доставила ему звание академика. На этих выставках Судковский явился уже полностью определившимся художником, реальным мастером, способным передавать красками самые неуловимые движения волн, самую затейливую игру света на воде. Водную стихию он исследовал во всем и с поразительной художественной верностью умел передавать ее покой, ее прозрачность, ее безбрежность, игру в ней солнечных и лунных лучей в тихую погоду, суровое величие ее в бурю.

Судковский занял выдающееся место в ряду российских живописцев. Неоспоримый талант и суровая непрестанная работа над ним обещали Судковскому славную будущность, но ранняя погибель его не отдала осуществиться этим ожиданиями: он погиб 4 февраля 1885 года от тифа, в возрасте наименее 35 лет, в расцвете сил, не завершившись совсем как живописец, не успев выполнить надежд, которые возлагались на его талант. В год погибели Судковского друзьями его была устроена посмертная выставка его произведений.

Общее число картин Судковского очень существенно, в особенности если принять во внимание непродолжительность его художественной карьеры. Наилучшими из их числятся: «Очаковская пристань» (находится в Российском музее), «Штиль» (там же), «Дарьяльское ущелье» (там же), «Ночь», «Прозрачная вода», «Бурное море», «Затишье» (в Третьяковской галерее), «Буря близ Очакова», «Полдень», «Рассвет до восхода солнца», «Ночью будет буря», «Кинбурнская коса после дождя», «Днепровские гирла», «Ловля сельдей», «Бой Весты с турецким монитором».

Из наименее значимых работ назовем: «Березанский залив», «На Финском заливе», «Лиман», «Тихий день», «Девятый вал», «Одесский мол», «Буря у Одессы», «Перед грозой», «Перед бурей», «Морской берег», «Волна», «Бурный прибой» и другие. Были у Судковского карандашные и акварельные работы, но они стоят существенно ниже его картин алкидными красками.

При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Достойные внимания факты

Музей маринистической живописи имени художника Р. Г. Судковского в Очакове Отец Руфина Судковского протоиерей Очаковского Свято-Никольского военно-морского собора Гавриил Дионисьевич Судковский (1814—1907) — участник Крымской войны, награждён многими заслугами, включая ордена Святой Анны 2-й и 3-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени. Жена Судковского — Лена Петровна Судковская, урождённая Бенард (1863—1924), вышла потом замуж вторым браком за академика батальной живописи Н. С. Самокиша и получила известность как художница-иллюстратор Самокиш-Судковская. На могиле Судковского, находящейся на местности Очаковского военно-исторического музея, установлен бюст художника, отлитый по модели Самокиш-Судковской. Именованием Судковского назван единственный на Украине музей маринистической живописи, в коллекции которого находится наибольшая коллекция работ художника. Удалив с картины датского художника Георга Эмиля Либерта (1820—1908) рыбачьи домики, мошенники пробовали реализовать эту картину, выдавая её за пейзаж Руфина Судковского «Берег моря». В 1883 году Архип Куинджи на публике обвинил Судковского в плагиате, заявив, что картина Судковского «Мёртвый штиль» на сто процентов повторяет картину Куинджи «Ладожское озеро». Несколько газет вступились за Судковского, утверждая, что Судковский превзошёл Куинджи. После этого живописцы Крамской, Максимов, Волков и Репин расположили в «Новом времени» письмо с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи.

Галерея

«Очаковский берег», (1870), холст, масло — Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

«Корабли на рейде», (1870), холст, масло — личное собрание

«Неспокойное море», (1878), холст, масло — личное собрание

«Прибой у мола», (1879), холст, масло — Таганрогская картинная галерея

«Берег реки. Лодка.», (1881), холст, масло — Плёсский муниципальный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Морской вид», (1881), холст, масло — Приморская муниципальная картинная галерея

«Очаковская пристань», (1881), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея

«На берегу моря», (1882), холст, масло — Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

«Дарьяльское ущелье», (1884), холст, масло — Муниципальный Российский музей

«Морской вид», (1884), холст, масло — личное собрание

«Пароход „Москва“ в бурю», (1884), холст, масло — Очаковский музей маринистической живописи имени Р. Г. Судковского

«Одесский волнолом», (1885), холст, масло — Эстонский художественный музей

«Морской берег», (ранее 1885), холст, масло — Челябинская областная картинная галерея

«Морской пейзаж», (ранее 1885), холст, масло — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

«Шторм. Морской пейзаж.», (ранее 1885), холст, масло — личное собрание

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный