Биография
«Осень», (ранее 1923), холст, масло — Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. «Бульвар», (1919), бумага, акварель — Государственный художественный музей Республики Беларусь.Алексей Степанович Степанов родился в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера, участника Крымской войны. Осиротевшего в ранешном возрасте Степанова (в 1858 году погибает его мама, а в 1863 году отец), опекун увозит в Москву и устраивает в молодое отделение Института обер-офицерских сирот, располагавшегося в бывшей усадьбе графа Разумовского.
Обучался в 1-й мужской гимназии, потом на землемерном отделении Константиновского межевого института. Закончив полный курс, в 1879 году Степанов выпускается из института с присвоением звания землемера.
С 1880 по 1883 год вольнослушатель, c 1883 года по 1884 год студент Столичного Училища живописи, ваяния и зодчества, класс И. М. Прянишникова, обучение рисунку — класс Е. С. Сорокина. За набросок и наброски в 1883 году награждён малой серебряной медалью Училища. В 1884 году за представленную выпускную работу «Отец и отпрыск, либо Военная беседа» награждается большой серебряной медалью с присвоением звания потрясающего художника.
Будучи студентом Столичного Училища живописи, ваяния и зодчества, Степанов начинает сотрудничество с журнальчиком «Природа и охота», продолжавшееся долгие и длительные годы. С 1883 по 1895 год в журнальчике размещено около 100 рисунков Степанова.
С 1888 года экспонент Приятельства передвижных художественных выставок, картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. 1-ый фуррор Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единодушно принята на выставку Советом Приятельства и была приобретена П. М. Третьяковым для собственной коллекции.
В конце 1880-х годов Степанов вкупе с Левитаном, Пастернаком и рядом других живописцев и архитекторов служил педагогом в Училище роскошных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1889 году Степанов по настоянию В. А. Серова, приглашается в Столичное Училище живописи, ваяния и зодчества педагогом класса анималистической живописи. Получив потом звание доктора, Степанов возглавлял класс до 1918 года, у него обучались: С. В. Герасимов, В. А. Филиппов, М. А. Добров, Б. В. Иогансон, П. Д. Корин, А. П. Панфилов, Л. В. Туржанский, Б. Н. Яковлев и многие другие живописцы.
Ещё больший фуррор в 1891 году Степанову приносит картина «Журавли летят», выставленная на XIX выставке Приятельства. После этого в марте 1891 года Степанов вкупе с С. И. Светославским и И. И. Левитаном принимается в полноправные члены Приятельства передвижных художественных выставок.
В 1894 году совместно с семьей столичного негоцианта и сборщика Н. В. Медынцева, Степанов путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Северной Италии. В 1895 году он женится на дочери Медынцева — Людмиле Николаевне. Поездка в Европу, а конкретно живопись французских импрессионистов, оказала определённое воздействие на творчество художника, хотя и отрицаемое современниками. По результатам поездки Степановом написана картина «Прачки в Виши».
Каждое лето с 1906 года по 1914 год Степанов живойёт в имениях Лубенькино, Гарусово и Бережок Вышневолоцкого уезда (сейчас Удомельский район) Тверской губернии. Дом, в каком жил Степанов в Гарусово, изображён на картине «Уехали» (1911—1914, Муниципальная Третьяковская галерея).
В 1905 году Степанов за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Глобальной выставке в Париже.
Наметившийся к концу XIX века кризиз в Приятельстве передвижных художественных выставок, вызванный конфликтом меж петербургской и столичной школами, старенькым и новым поколениями передвижников, отразился и на Степанове. В 1901 году Степанов вступает в выстовочное объединение «36 художников», а в 1903 году живописец становится одним из учредителей «Союза российских художников», подписав вкупе с А. М. Васнецовым, С. В. Ивановым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградным, К. К. Первухиным и И. С. Остроуховым коллективное заявление о выходе из Приятельства.
В 1920 году Степанов тяжело захворал, но продолжал работать. Одну из последних работ Степанова «Качели» (1923) приобрёл для собственной коллекции Институт Карнеги. Погиб Алексей Степанович Степанов в 1923 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Галерея
«Лоси», (1889), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея
«Журавли летят», (1891), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея
«На Волге», (1897), холст, масло — Самарский областной художественный музей
«Утренний привет», (1897), холст, масло — Псковский муниципальный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Дети на хворосте», (1899), холст, масло — Ульяновский областной художественный музей
«Портрет Н. В. Медынцева» (Николай Васильевич Медынцев — негоциант, собиратель, тесть художника А. С. Степанова), (1902), холст, масло — Тверская областная картинная галерея
«Катание на Масленицу», (1910), картон, темпера — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Лошадь», (1911-1920), холст, масло — Нижегородский муниципальный художественный музей
«Хоровод», (ранее 1923), холст, масло — Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова
«На пастбище», (ранее 1923), холст, масло — Государственный художественный музей Республики Беларусь
Адреса в Москве
1895—1923 — Покровский бульвар, дом 8, строение 1, квартира 8 — дом А. Ф. Медынцевой, (мемориальная доска, 1962 год), выявленный объект культурного наследства.