Слендзинский Викентий Александрович



Когда родился: 2 января

Где родился: Скрябино

Когда умер: 19 августа 6 августа

Где умер: Вильно

Подданство: Российская империя

Жанр: портрет

Где учился: Московское училище живописи, ваяния и зодчества

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: Портрет шляхтича Тадеуша Богдановича 1891?
Покровители: Бенедикт Тышкевич

На него(неё) оказали влияние школа: Канут Русецкий


Оказал влияние на: Людомир Слендзинский

2-я серебряная медаль Академии Художеств 1858 ; 1-я серебряная медаль Академии художеств 1859 за этюд «Даниил

Получил звание: Классный художник




Биография

В семье Слендзинских было шестеро малышей. В детстве Викентий жил с семьёй в деревне Барцяны над Вилией и Боярышках над рекой Невежей, также в имении «Красная усадьба» под Ковно. 1-ые уроки живописи получил от отца, художника Александра Слендзинского. В период с 1808 по 1822 годы семья жила в Вильно, в доме, находившемся на улице Большой, 15. Там их посещал поэт Адам Мицкевич. Викентий брал уроки игры на фортепиано у Станислава Монюшко, в благодарность за что Александр Слендзинский учил дочь Монюшко рисованию. Сам Викентий занимался живописью под управлением Канута Русецкого, который, как и Александр Слендзинский, был учеником Яна Рустема и продолжателем традиций виленской школы живописи.

Учёба в Москве

Потому что в 1832 году в отместку за Польское восстание императорской властью был упразднён Виленский институт с его Виленской художественной школой, то в 1856 году Викентий Слендзинский вкупе с другом, также будущим художником, Михалом Андриолли, поступил обучаться в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Большая часть виленских живописцев тех пор предпочитали обучаться в Санкт-Петербурге, в Императорской академии художеств, которая имела более высочайший рейтинг, но туда труднее было поступить. Столичная художественная школа была ещё совершенно молода, не обладала огромным количеством узнаваемых учителей и ещё не были сформированы по существу образовательные традиции. Но в то же время, Императорская Академия художеств находилась под сильным воздействием академизма, ограничивая реалистический жанр, что привело даже в 1863 году к Мятежу 14-ти и следующему образованию течения передвижников. В этом плане Столичная школа имела наилучший, демократический подход, подходящий для развития реалистического жанра. Воздействовал и тот факт, что в училище преподавал земляк Викентия Слендзинского — живописец Сергей Зарянко. Также Викентию Слендзинскому преподавал российский живописец Алексей Саврасов. В это время в училище у Сергея Зарянко получал художественное образование другой будущий известный российский живописец Василий Перов.

Учёба в Санкт-Петербурге

В 1859 году Викентий Слендзинский совместно с Михалом Андриолли поступили в Императорскую Академию художеств. В процессе обучения Викентий дважды был награждён медалями — 2-я серебряная медаль Академии Художеств в 1858 году и 1-я серебряная медаль в 1859 за этюд «Даниил во рву львином». Эту работу потом приобрёл граф Бенедикт Тышкевич. В 1861 году Викентий был удостоен звания потрясающего художника 3 степени. Творческая карьера Слендзинского могла бы быть вправду удачной, если б не роль в антиправительственном восстании.

Изгнание

Викентий Слендзинский заходил в потаенное движение, которое поддерживало тесноватые дела с Литовским провинциальным комитетом. За роль в польском восстании 1863 года, по возвращении в Литву, он был арестован поблизости Биржей. Болеслав Колыска, живописец родом из Ковенского уезда, с которым Слендзинский и Андриолли жили в Москве в одной квартире, был приговорен к смертной экзекуции, один из их соратников — Юлиан Черновский — был выслан на 12 лет на каторгу, а совместно с ещё одним участником восстания, студентом Столичной мед Академии Фердинандом Боричевским, Викентий Слендзинский 19 ноября 1863 был отдан под трибунал и приговорён к ссылке в Княгинино Нижегородской губернии под серьезным надзором милиции. 9 января 1864 года виленский генерал-губернатор Миша Муравьев (1796-1866) подтвердил решение и осужденные направились в ссылку в назначенное место.

В 1867 году русские власти дали разрешение Слендзинскому на пребывание в Харькове, где живописец пробыл до 1872 года, когда получил разрешение на возвращение. Оттуда он переехал жить в Краков, где познакомился с Яном Матейко. Позднее он переселился в Дрезден, где жил у писателя Юзефа Игнатия Крашевского, высоко ценившего его творчество. Благодаря Крашевскому и философу Августу Цешковскому, Слендзинский познакомился с известными польскими меценатами искусства, которые делали ему заказы на портреты — графом Яном Дзялынским, Юзефом Мельжинским и графом Квилецким. Занимался реставрацией полотен из собрания Дзялынского в замке Курника и исследованием наследства старенькых мастеров европейской живописи в Дрезденской картинной галерее. В 1875 году опять был выслан в Харьков.

Фото Викентия Слендзинского - Петровская ярмарка в районе Антакальнис в Вильно, 1892 год. Возвращение в Вильно

Пробыв 20 лет в изгнании, в 1883 году возвратился в Вильно, благодаря имперской амнистии. Женился на Анне Больцевич, вдове фотографа Иосифа Чеховича. Занимался реставрацией фресок и живописи виленских церквей, в том числе Костёла Святого Варфоломея в Ужуписе. Писал портреты, в том числе Адама Гонория Киркора, религиозные картины, в том числе в Костёле святого Казимира в Вильнюсе и в Костёле Святых Иакова и Филиппа в Лукишках, фрески в часовне на кладбище Росса по заказу виленского доктора Гилярия Клементьевича Радушкевича, статского советника и владельца неоготического дворца, изображающие самого заказчика в окружении четырёх Евангелистов. Сам Викентий Слендзинский скончался на 72-м году жизни и был похоронен на Бернардинском кладбище в Вильно.

Конверт Республики Беларусь 2014 г. с репродукцией портрета шляхтича Тадеуша Богдановича кисти Викентия Слендзинского (1891?)

Творчество

Викентий Слендзинский создавал портреты, пейзажи, жанровые картины, работал над исторической темой Литвы. Являлся создателем религиозных картин, расписывал церкви в Москве, Друскининкае, Пинске, Вильно и Янове, также занимался реставрацией. Творческое наследство Викентия Слендзинского разбросано по коллекциям различных государств. Сохранились сведения о последующих его произведениях:

«Литовские дети» (1873) «Девушка в белоснежном платье» (1874) «Девушка, стоящая в дверях» (1879) «Лесной пейзаж» (1884) «Сад бернардинцев» (1886) «Башня Гедимина» (1891)

В 1898 году учавствовал в коллективной выставке живописи в Вильно с картиной «Вид на Острую Браму».

Портрет Тадеуша Богдановича. 1891 (?)

Портрет Викентия Богдановича

Портрет российского офицера, 1868, Литовский художественный музей

«Бабушка, вдевающая нить», 1860, Литовский художественный музей

Автопортрет. Галерея Слендзинских в Белостоке.

Портрет Орловского. Галерея Слендзинских в Белостоке.

Портрет Розы Верещинской - Мисевич. Галерея Слендзинских в Белостоке.

«Елеазар». Галерея Слендзинских в Белостоке.

Портрет Тадеуша Богдановича. 1891 (?)

Портрет Викентия Богдановича

Портрет русского офицера, 1868, Литовский художественный музей

«Бабушка, вдевающая нить», 1860, Литовский художественный музей

Автопортрет. Галерея Слендзинских в Белостоке.

Портрет Орловского. Галерея Слендзинских в Белостоке.

Портрет Розы Верещинской - Мисевич. Галерея Слендзинских в Белостоке.

«Елеазар». Галерея Слендзинских в Белостоке.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный