Шварц Вячеслав Григорьевич



Когда родился: 22 сентября 4 октября

Где родился: Курск

Когда умер: 29 марта 10 апреля

Где умер: Курск

Происхождение: дворянин

Подданство: Российская империя

Жанр: историческая живопись

Где учился: Императорский Александровский Лицей

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: «Иван Грозный

На него(неё) оказали влияние школа: Вильгельм фон Каульбах

Медали Императорской Академии художеств


Биография

Родился 22 сентября 1838 года в городке Курске и детские годы собственной жизни провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, праотцы которого были датчане, был начальником Джаро-Белоканского военного окрестность и лезгинской кордонной полосы.

«Иоанн Суровый у тела убитого им сына», (1864), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.

В 1846 году восьмилетний Шварц вкупе с мамой переехал в Москву, где продолжал заниматься рисованием под управлением бывшего ученика Столичной рисовальной школы С. Щёголева. Возможности у мальчугана были хорошие: С 10 лет он уже отлично знал французский, германский и британский, а потом научился ещё и итальянскому языку.

Ещё в 1847 году Шварц был пожалован в пажи Правительского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил, а в 1851 году, когда ему было 13 лет, его свезли в Петербург и дали поначалу в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел направить на себя внимание лицейского учителя рисования Василевского и сделал под его управлением большенные успехи. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был А. И. Мещерский (узнаваемый пейзажист), с которым он начал пробовать живопись алкидными красками. 24 мая 1859 года Шварц был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью и в том же году поступил с чином IX класса на службу.

В сентябре 1859 года, с разрешения собственного начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский Институт «по части восточных языков» и сходу увлекся лекциями доктора Костомарова по истории, к которой всегда ощущал склонность.

«Сцена из домашней жизни российских царей (Игра в шахматы)», (1865), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

Ещё до поступления в Институт Шварц начал заниматься в Академии Художеств и, задумывался предназначить себя батальной живописи, записался в число учеников доктора Б. П. Виллевальде. Но, возможно, благодаря воздействию лекций Костомарова, первыми его большими работами являются композиции из древнерусской истории. Таковы нарисованный чёрным и белоснежным карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание величавого князя Святослава с греческим царем Цимисхием». За последний набросок Академия 18 декабря 1859 года присудила Шварцу серебряную медаль второго плюсы.

24 мая 1860 года Академия за набросок «Иоанн Суровый под Казанью» присудила ему ещё одну серебряную медаль, а сначала 1861 года Шварц уехал на полгода за границу. Направившись сначала в Берлин, он пробыл тут четыре месяца и поначалу работал под управлением Шютца, а позже занялся исправлением колорита у Шрадера.

В конце июня 1861 года Шварц уехал из Берлина и посетил поочередно Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после этого возвратился в Россию, привезя с собой очень увлекательный альбом собственных путных рисунков. Тотчас по приезде в Петербург Шварц принялся за наилучшее свое произведение: «Иоанн Суровый у тела убитого им сына». Картон этот был выставлен им 23 декабря 1861 года на третной экзамен, и 12 января 1862 года Академия присудила ему за него только серебряную медаль, другими словами, другими словами, Шварц был смешан с массой других самых простых учеников. В эту же зиму Шварц нарисовал огромный (5 аршин ширины и 8 аршин длины) картон «Вальпургиева ночь», на сюжет из «Фауста» Гете. Вещь эту он замыслил ещё в Берлине, и в ней очень сказалось воздействие Каульбаха, символическими и аллегоричными композициями которого Шварц очень тогда увлекался. Летом 1862 году Шварц предпринял две серии иллюстраций и сделал 5 очень добротных рисунков к «Песне о негоцианте Калашникове» Лермонтова и четыре — к «Князю Серебряному» графа А. Толстого.

Собирался он иллюстрировать ещё «Бунт Стеньки Разина» Костомарова, но этому помешала 2-ая поездка за границу. Желание созидать художественную Европу побудило его кинуть службу, выйти в отставку и сделать сначала 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Тут он работал у известного жанриста-колориста Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre), посещал мастерскую Конта (фр. Pierre-Charles Comte) и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Из больших работ в Париже им были изготовлены «Николай Угодник» (в рост) и набросок «Игумен Даниил перед Балдуином I» (для А. С. Норова).

«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

Идея его посетить Италию сейчас не осуществилась, и весной 1864 года он возвратился в Россию. Поездка эта имела для него огромное значение. По возвращении из Парижа, Шварц провел лето в деревне у отца и написал там картину алкидными красками: «Иван Суровый у тела убитого им сына». Вещь эту Академия 24 октября 1864 года премировала 2-ой серебряной медалью, но, сравнимо с картоном 1861 года, картина эта была неудовлетворительна, потому что краски были мутны и слабы, и в композиции её было почти все изменено к худшему.

Первую половину 1865 года Шварц проводит то в Москве, то в Петербурге, то в деревне в Рязанской губернии, а на осенней академической выставке 1865 года возникает его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Российское Археологическое Общество избирает его своим реальным членом.

С озари 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значимых его произведений. Здесь им написаны «Игра в шахматы» и «Стрелец XVI века», нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Зимой 1865—1866 года он делает красивые картинки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает набросок «Плач Ярославны» и, в конце концов, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших собственных произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде».

«Вешний поезд королевы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», (1868), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.

Сначала 1867 года Шварц уезжает в 3-ий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на глобальной выставке художественного отдела Рф. За распоряжение на выставке он получает тут две медали, золотую и бронзовую, и орден Почётного Легиона, и, не считая того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. В Париже Шварц закончил начатую им ещё в Рф небольшую картину: «Патриарх Никон», одно из наилучших собственных созданий. В Париже же он познакомился с Мейссонье, работал у него и под его воздействием существенно поправил собственный спектр.

Осенью 1867 года он ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая роль в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года возвратился в Россию, перенеся перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так именуемую «бронзовую» (maladie bronze). В 1868 году Шварц исполнил два рисунка пером: «Обряд поднесения перчатки на королевской соколиной охоте» и «Наречение королевской жены царевной», небольшую картину: «Гонец XVI века» и летом 1868 года свою последнюю картину: «Вешний королевский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича».

Академия Художеств отыскала в последней картине много плюсов и постановлением от 15 сентября 1868 года отдала Шварцу звание собственного знатного свободного общника. Во 2-ой половине 1868 года Шварц ощутил, что здоровье стало ему изменять, а поэтому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие посодействуют ему вернуть силы, отправился в деревню к папе. Тут он был избран в предводители дворянства Щигровского уезда и очень усердно исполнял эту должность, невзирая на то, что здоровье его все более и поболее разрушалось. Поехав как-то по делам в Курск, он ощутил себя очень плохо, и 29 марта 1869 года погиб. Тело было перевезено в имение его отца, село Белоснежный Колодезь, Щигровского уезда, Курской губернии, и там похоронено.

При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Оценка творчества

Собственной десятилетней художественной деятельностью Шварц оставил глубочайший след в истории российского искусства. С возникновением произведений Шварца наступает период пересоздания российской школы, появляется чисто российское направление. Шварц 1-ый освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя прошлому прошлому прежние эталоны, сделал новые, родные сердечку эталоны российской мысли и сделал их во всей их цельности и своеобразности.

Картины и картинки его не блещут техникой, главное значение их в содержании: в их в первый раз без романтичной идеализации и слащавости, с необычным чутьем прошедшего и на основании глубочайшего знакомства с российской археологией, правдиво воспроизведена бытовая допетровская Русь. Как от «Свежего кавалера» Федотова пошла наша бытовая живопись, так от «Иоанна Сурового у тела убитого им сына» Шварца пошла наша реальная историческая живопись.

Литература

Толстой В. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838-1868. — М. — Л.: Искусство, 1947. — 24 с. — (Массовая библиотека). Шварц Вячеслав Григорьевич // Муниципальная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Гос Третьяковской галереи народный живописец РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз. Шварц, Вячеслав Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Булгаков Ф. И. Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Наши живописцы. = Наши живописцы. — Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. II «Л — Я». — С. 249-254. — 298 с. Каменская С. Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869) // Гордость земли курской. Сборник очерков о именитых земляках / Сост. Шехирев М. Ф.. — Курск: Редакционно-издательский отдел Курского ЦНТИ, 1991. — 1000 экз.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный