Щедрин Сильвестр Феодосиевич




Биография

Сильвестр Щедрин родился в городке Санкт-Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Отец — Феодосий Фёдорович Щедрин — узнаваемый архитектор, ректор Академии художеств, доктор класса статуи. Дядя — узнаваемый в XVIII столетии пейзажист — Семён Фёдорович Щедрин.

Поступив в 1800 году, т.е. всего 9 лет, в число воспитанников Академии Художеств, Щедрин к тому моменту, когда был должен выбрать род художества, намеревался записаться в пейзажный класс собственного дяди, доктора академии Семечки Федоровича Щедрина, но последний незадолго ранее времени погиб, и юный живописец в области пейзажной живописи специализировался с 1806 года под управлением доктора M. M. Иванова, к которому перебежал пейзажный класс.

С первых же шагов Сильвестр Щедрин нашел блестящие дарования и еще за длительное время до окончания курса за свои работы, приемущественно за картинки с натуры, был удостоен значимых наград, а конкретно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году

В 1811 году он закончил Академию дипломной картиной «Вид с Петровского острова» (написанную по данной программке: «Приморский город либо селение вдалеке, а на первом плане стадо рогатого скота»), получив за неё Огромную золотую медаль, что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и уехал он из Рф в Италию только в 1818 году.

В Италии он остался до конца собственных дней. Погиб Сильвестр Феодосиевич Щедрин в Сорренто 27 октября (8 ноября) 1830 год

Творчество

1-ые картины художника («Вид с Петровского острова» и «Вид с Петровского острова на Тучков мост») были написаны в мастерской. Исполнены они в манере классицизма, с присущей этому стилю условностью в цвете и композиции.

Ранешние пейзажи итальянского периода (такие как: «Колизей», «Водопад», «Вид в Тиволи», «Водопад в Тиволи») верны натуре, но ни какой-то из них не представляет собой целостного пейзажа-картины. В их находится некая необъединённость, разрозненность точно скопированных деталей.

Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825

Серия картин «Новый Рим. Замок святого Ангела» (один и тот же мотив, повторенный художником при различном освещении восемь раз) явился поворотным шагом в творчестве Щедрина. Сначала, заного трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стенки жилых домов — вот 1-ый план, а «старый» Рим (замок св. Ангела и собор св. Петра) перемещён в глубину и стал типичным фоном.

Эта серия пейзажей — очень успешный опыт Щедрина пленэриста, мастера живописи на открытом воздухе. Изменяется в этих пейзажах и цветовая палитра: на замену сумрачным карим тонам первых щедринских работ приходят сейчас более прохладные — серебристые, голубые и зеленые тона.

Веранда, обвитая виноградом, 1828

К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда восхитительных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На полуострове Капри». К тому же периоду относится серия «Террасы в Сорренто». В этих произведениях более много находится талант художника.

Большой шаг вперёд Щедрин сделал в изображении людей. Людские фигуры в его картинах не просто стаффаж (условные фигуры людей, оживляющие пейзаж и показывающие масштаб архитектуры), а живы люди, занятые собственной ежедневной работой. Правдиво передавая жизнь рыбаков и обычных итальянских людей, живописец тем внёс в свои пейзажи черты жанра.

В пейзажах 1828—30-х годов, сначала в картинах «Лунная ночь в Неаполе», находится романтичная приподнятость, рвение к сложным световым и колористическим эффектам. Картины обретают зыбучий и тревожный драматизм.

Литература

Серов Н., Щедрин, Сильвестр Федосеевич // Российский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918. Щедрин С. Ф. Письма из Италии. — М., 1932; переизд. 1978. Щедрин, живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин / Оформление И. З. Копеляна. — Л.: Живописец РСФСР, 1972. — 72 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.) Ацаркина Э. Н. Сильвестр Щедрин. — М., 1978. Михайлова К. В. Сильвестр Ф. Щедрин. — Л., 1984. Примечательные полотна. Сборник. — Живописец РСФСР, 1962. Давтян Лариса. Российский «неаполитанец» Сильвестр Щедрин // Другие берега — 2012 — № 1(25).

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный