Хомяков Алексей Степанович




Биография

Алексей Хомячков родился в Москве, на Ордынке, в древней дворянской семье Хомяковых; отец — Степан Александрович Хомячков, мама — Марья Aлексеевна, урожденная Киреевская. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Столичном институте. Ко времени учения в Москве относятся 1-ые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», написанный в «Трудах Общества Любителей Русской Словесности». В 1822 году Хомячков обусловился на военную службу поначалу в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене исключительно в 1829 году, а написанная только в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомячков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с разными журнальчиками.

В 1836 году, 5 июля, он повенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной.

Е. М. Хомякова

В статье «О древнем и новом» (1839) им были выдвинуты главные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим главным историко-философским сочинением «Записки по глобальной истории».

В 1847 году Хомячков посетил Германию. С 1850 года повышенное внимание стал уделять религиозным вопросам, истории российского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в одинаковой мере негативными потомками западного декадентства. Запад не сумел решить духовные препядствия населения земли, он увлекся конкурентнстью и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно применимой для Рф формой муниципального устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия меж «властью» и «землёй», возникшее в Рф в итоге реформ Петра I.

Могила А. С. Хомякова

Занимаясь исцелением фермеров во время холерной эпидемии, захворал. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (сейчас в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В русское время останки всех троих был перезахоронен на новеньком Новодевичьем кладбище.

Отпрыск Хомякова, Николай Хомячков — председатель III Гос думы Русской империи.

Исторические взоры А. С. Хомякова

Базовый труд «Записки о глобальной истории» (Семирамида) остался незавершённым, но сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову только наружным выражением свободно творящего духа (Бога), а вещественные причины публичного развития — его наружными проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в публичной жизни населения земли. Каждый люд в собственном развитии выражает ту либо иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его публичной жизни некоторой вначале присущей ему первичной идеи. Каждый люд обладал собственной особенной субстанцией, «началом».

В базе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом. Но в своём развитии люд в силу тех либо других обстоятельств может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».

Осознание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того либо другого народа как постепенного проявления его «начала» имело два неопровержимых достоинства. Во-1-х, схожий подход предполагал рвение осознать смысл истории народа. Во-2-х, заставлял направить повышенное внимание на специфику народной жизни (конкретно славянофилы первыми направили серьёзное внимание на такое базовое явление российской реальности, как сельская община).

Библиография

Полное собрание сочинений в 2-х томах с разбитием на странички Полное собрание сочинений. Том 1. М.: 3 изд. 1900. — 408 с. Полное собрание сочинений. Том 2. М.: 3 изд. 1886. — 450 с. Полное собраніе сочиненій. 8 томов. Москва, 1896—1906. Сочинения в 2-х томах («Из истории российскей философской мысли»). Москва, 1994.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный