Федотов Павел Андреевич



Когда родился: 22 июня 4 июля

Где родился: Москва

Когда умер: 14 26 ноября

Где умер: Санкт-Петербург

Гражданство: Российская империя

Жанр: батальный Жанр

Где учился: Первый Московский кадетский корпус

В каком стиле писал: романтизм

Cамые известные картины: «Сватовство майора

На него(неё) оказали влияние школа: Уильям Хогарт




Биография

«Вдовушка» (1851—1852, Третьяковская галерея, Москва)

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины, потом обедневшего титулярного советника, и его супруги Натальи Алексеевны. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Кроме Павла, в семье было ещё несколько малышей.

В 11 лет был определён папой в 1-ый Столичного кадетский корпус, где благодаря неплохим возможностям и примерному поведению направил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году закончил курс с различием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его возлюбленными предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он обожал отрисовывать.

В 1834 году в звании прапорщика был ориентирован на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку юный офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы тела человека, срисовывая их с гипсовых моделей. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты собственных сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Портреты всегда были очень схожими, но в особенности отлично исследовал Федотов черты лица и фигуру величавого князя Миши Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались торговцами картин и эстампов.

Летом 1837 года величавый князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для исцеления, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы повстречали князя гулкой овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова огромное воспоминание, и всего за 3 месяца живописец написал акварельную картину «Встреча величавого князя». Картина была показана величавому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой заслугой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистичное самолюбие». После чего живописец начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения вещественного положения, отважился представить неоконченную картину величавому князю. Последний показал её собственному августейшему брату, результатом чего было высокое веление: «предоставить рисующему офицеру добровольческое право бросить службу и предназначить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

Павел Андреевич длительно раздумывал, пользоваться ли ему королевской милостью, но, в конце концов, подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых актуальных критериях: на небогатую пенсию в 28 рублей 60 копеек за месяц, пожалованную сударем, было надо содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, получать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему биться с тяжелыми обстоятельствами и напористо идти к поставленной задачи — стать реальным художником.

Творчество

Выйдя в отставку, в 1-ое время Павел Андреевич выбрал себе батальный жанр как область искусства, в какой уже удачно попробовал свои силы и которая в николаевскую эру сулила почёт и вещественное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из далеких линий Васильевского острова, наслаждаясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.

Чтоб расширить круг собственных батальных сюжетов, ограничивавшихся ранее пехотой, Павел Андреевич стал учить скелет и мускулатуру лошадки под управлением доктора Заурвейда. Из произведений, загаданных Федотовым в эту пору, но оставшихся исключительно в набросках, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в российской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под воздействием Хогарта.

Остроумие, узкая наблюдательность, умение подмечать обычные черты людей различных сословий, познание обстановки их жизни, способность передать нрав человека — все эти характеристики таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что настоящим призванием художника являлась жанровая живопись. В этом выборе художнику частично посодействовало письмо баснописца Крылова, который лицезрел некие работы Федотова и порекомендовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме эскизам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое заглавие: «Утро бюрократа, получившего 1-ый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

Павел Федотов, "Сватовство майора" (1848), Третьяковская галерея

Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в экстаз. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил валютное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — 2-ой вариант). Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась совместно со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». (В текущее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).

Признание

В 1848 году Совет Академии единодушно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало понятно широкой публике, в журнальчиках появились похвальные статьи критиков. Популярности Федотова содействовало то событие, что практически сразу со «Сватовством майора» стало понятно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с молодых лет обожал писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору собственного офицерства, солдатские песни.

Поэзия Федотова еще ниже созданий его карандаша и кисти, но и ей присущи те же плюсы. Федотов не присваивал огромного значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо числилось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.

Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, не считая почёта и известности, маленькое улучшение вещественного положения: в дополнение к пенсии муниципального казначейства было отпущено по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных живописцев.

В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение; живописец кидает все дела и едет посодействовать родным. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший экстаз. Федотов возвратился из Москвы удовлетворенным, здоровым, полным радужных надежд и опять принялся за работу. Сейчас ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон российской жизни, новый элемент — толкование явлений светлых и радостных.

Принципиальное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в каких драматичность уступила место светлому, созерцательному лиризму. Посреди их выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Российский музей, Санкт-Петербург).

Но, невзирая на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, наилучший период творчества Федотова не всё было ясно. Цензура воспретила издание «Вечером заместо преферанса», загаданое Федотовым и его наиблежайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов обрисовал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».

В 1851 году, чтоб заработать средств, живописец принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.

«Анко́р, ещё анко́р!» — неоконченная последняя картина Федотова (1851-2)

Принципиальность художника вместе с сатирической направленностью его творчества вызвала особенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваются меценаты, ранее благоволившие ему. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — 2-ой вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ симпатичной юный дамы, постигнутой величавым несчастьем — потерей возлюбленного супруга — полон сожаления об утраченном счастье. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей российского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального бреда бытия и мыслей о бессмысленности людского существования, предвосхищающих тему бреда в искусстве символизма.

Болезнь и погибель

Заботы и разочарование совместно с неизменным напряжением разума, рук и глаз, в особенности при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника усугубилось зрение, он стал мучиться приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его нраве происходила всё более приметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психологического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Скоро академию известили из милиции, что «при части содержится безумный, который гласит, что он живописец Федотов».

Друзья и начальство Академии расположили Федотова в одну из личных петербургских лечебниц для сумасшедших, а сударь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Невзирая на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в поликлинику Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Тут Федотов и погиб 14 ноября такого же года, позабытый всеми, не считая немногих близких друзей.

Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Цензурный комитет воспретил публиковать весть о погибели Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было написано ни 1-го его литературного сочинения. Его поэма «Поправка событий, либо Свадьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в Рф. В 1936 году останки художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового монумента.

Адреса в Санкт-Петербурге

1834 — 1844 — Николаевская набережная, 43. 1844 — 1849 — Васильевский полуостров, Средний проспект, 56. 1849 — Васильевский полуостров, 21-я линия, 8 (дом не сохранился).

Значение творчества

Павел Андреевич Федотов является родоначальником критичного реализма в российской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают картинки и эскизные эскизы, сделанные под сильным воздействием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов достигает не столько четкого проигрывания реальности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие беспомощности и недочеты, обсмеивает пошлые либо тёмные стороны современных ему российских характеров.

Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная мысль подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Живописец не скупится на девайсы, способные усилить раскрытие сюжета и время от времени совсем загромождает ими свою композицию. Движение человечьих фигур хотя и типично, но угловато и утрированно. То же самое нужно сказать и о лицах, тип и экспрессия которых перебегают в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.

По мере того, как Федотов совершенствовался, нрав его произведений изменялся, становясь наименее неповторимым. При всем этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только лишь не слабели, да и росли вследствие того, что живописец всё почаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

Нагромождённость композиции, объяснение её средством различных мелочей равномерно сменялись простотой и естественностью. Самая мысль, ложившаяся в базу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостающего владения техникой, Федотов, благодаря собственному острому мозгу, редчайшей наблюдательности и упрямому трудолюбию достигнул сверкающих результатов. Но результаты могли быть ещё более поразительны, если б судьба отдала ему наилучшие условия и жизнь его не прервалась бы настолько безжалостно и заблаговременно.

Все же, и изготовленного им довольно для того, чтоб его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории российского искусства. Он открыл новейшую, ещё никем до него не тронутую в российской живописи жилу национальности и сатиры, 1-ый из всех живописцев показал пример успешной её разработки и оставил её в наследие появившимся после него талантам.

Работы Федотова в филателии

Почтовые марки СССР, 1976 год

Картина «Разборчивая невеста»

Картина «Свежий кавалер»

Картина «Завтрак аристократа»

См. также

Уолтер Денди Садлер — британский живописец, работавший в схожем жанре. Уильям Хогарт — британский живописец, работавший в схожем жанре. Анкор, ещё анкор! (1851).

Почтовые марки СССР, 1976 год

Картина «Разборчивая невеста»

Картина «Свежий кавалер»

Картина «Завтрак аристократа»

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный