Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Тимм Василий Фёдорович



При рождении был назван (первое имя): Georg Wilhelm Timm
Когда родился: 9 21 июня

Где родился: Рига

Когда умер: 7 19 апреля

Где умер: Берлин

Подданство: Российская империя

Жанр: баталист, гравер, книжный график
Где учился: Императорская Академия Художеств СПб



Биография

Родился в Риге, в семье бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма. Его сестра Эмилия в 1839 году повенчалась с художником Карлом Брюлловым.

Изначальное художественное образование В. Ф. Тимм получил в родном городке, а потом, перебравшись в Санкт-Петербург, посещал в качестве стороннего ученика классы Императорской Академии художеств, в какой основным его наставником был доктор А. И. Зауервейд.

Путешествия и творчество

За свои успехи в баталической живописи он награждён от Академии 2-мя серебряными медалями, малой и большой. Тимм закончил курс в Академии в 1839 году, со званием художника XIV класса. Через 5 лет после того отправился в Париж, работал там под управлением О. Верне, сделал оттуда поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, направил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни, в Алжире».

Возвратившись в 1849 году в Санкт-Петербург, учавствует в иллюстрировании известного сборника «Наши списанные с натуры русскими» и многих других изданий. Сближается с Ф. Булгариным и Н. Гречем, учавствует в художественном оформлении их произведений. Основная часть гравюр Тимма выполнена в технике ксилографии и литографии. Современники называли его российский Гаварни за изящество и узкий юмор книжной графики. Коллекционированию тиммовских изданий посвящали свои труды и средства многие российские библиофилы.

Тимм много путешествовал по Рф, посетил Кавказ, где ещё шла борьба с горцами, и во время Крымской кампании находился при участвовавших в ней величавых князьях. За его акварельные и карандашные картинки, огромное количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Императорская Академия художеств в 1855 году построила его в звание академика.

Издательская деятельность

Начиная с 1851 года, по Высокому соизволению предпринял издание повторяющегося сборника литографий с маленьким пояснительным текстом, под заглавием: «Российский художественный листок», в каком помещал как свои собственные картинки на камне, так и исполненные другими живописцами. Большая часть рисунков было перенесено на литографский камень самим Тиммом. Журнальчик выходил в свет в течение 11 лет, с 1851 по 1862 годы — до того времени, пока из-за заболевания глаз живописец не закончил издание.

Примеры литографий Тимма

Правитель Александр II

Коронационные торжества

Декабристы на Сенатской площади

Венчание на королевство Александра II

Отъезд из Рф и погибель

Скоро после прекращения издания «Русского художественного листка» Тимм уехал в Германию и в последние годы собственной жизни управлял личным глиняним заведением в Берлине. По рисункам В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка» улучшали своё мастерство гравёр И. П. Пожалостин и живописец Н. С. Ефимов, которые проживали в Солотче и готовились к поступлению в Академию художеств.

Библиография

Автопортрет в виде книжной концовки. Ксилография, 40-е годы XIX века

Книжки, альбомы, повторяющиеся издания и сборники с иллюстрациями Василия Федоровича Тимма

COSTUMES RUSSES. в лист. 24 листа литографий изданных Дациаро в 1840-х годах, отпечатаны у Лемерсье в Париже. Без обложек. (раскрашенные и темные). CROQUIS RUSSES. в продолговатый лист. Изданные Дациаро в 1840-х годах. 31 лист литографий отпечатанных в Париже у Лемерсье в чёрном и раскрашенном виде. Без обложек. Прекрасная Российская АЗБУКА. Подарок для хороших малышей № 1. У издателя, надворного советника Ст. Гуро. Спб., 1844 8° — 32 стр. илл. ВИДЫ Рф. Гравюры на стали из Памятных книг, издаваемых военной типографией. В 7 тетрадях. Спб. Печатано в литографии Полторацкого и Ильина. 1862 г. 12°. Всех видов 71. ВОЕННЫЕ СЦЕНЫ Гравюры на стали из Памятных книг, издаваемых военной типографией. В 5 тетрадях. Спб. Печатано в литографии Полторацкого и Ильина. 1862 — 64 г 12°. 41 гравюра. ДАЦИАРО Г. ATTELAGES RUSSES. — продолговатая 4° 34 листа литографий отпечатанных в Париже у Лемерсье в чёрном и раскрашенном виде. Без обложек. КАРТИНЫ Российских Характеров. В 6-и книгах Спб. 1842 — 43. Издание Ю. А. Юнгмейстера. 16° более 300 виньеток в тексте. КОММЕРАЖИ. Посвящено, а ces dames. Картинки гравированы на дереве. Спб., в типографии М.Ольхина 1844 г. 12° 32 стр. ЛИСТОК ДЛЯ СВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. Спб., 1843 −45 4°. Повторяющийся журнальчик, всего вышло 70 номеров 4 ненум. стр. в номере виньетки в тексте, гравюры на дереве, литографии на страничку. ОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОГО КОРОНОВАНИЯ Их Императорских Величеств, Гос. Импер. Александра Второго и Гос. Импер. Марии Александровны всея Рф 1856 в большой лист Большой лист + 108 стр. илл. в тексте и на отдельных листах. 200 подносных экз. ПЕЧАТНАЯ ПРАВДА. Спб. У издателя Ю. А. Юнгмейстера, у Полицейского моста в доме Котомина. Тип. Эдуарда Веймара. 1858 — 16°. Титул + 47 стр. илл. в тексте гр. на дереве ПОДАРОК КСТАТИ. Детские повести каноника Шмидта. Спб.1843 — 8° илл. в тексте гр. на дереве 6 раскрашенных литографий вне текста Иллюстрация к книжке И. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой». Ксилография. 1840—44. РАЙСКАЯ ПТИЧКА. Желание. Спб., в типографии Плюшара 1841 — 32° 3 загл. Листа + 117. Илл. 5 гр. на дереве в тексте. РОБИНЗОН КРУЗЕ. Роман для деток. Сочинение Кампе. Перевод с германского В. Межевича. Изд. 2. Спб. в тип. Имп. Ак. Наук. 1846 — 16°. В 2-ух частях. Ч.1- два загл. листа +XII+224. Ч.2- загл. лист +248 стр. 7 виньеток в тексте рез. на дереве. Российский ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬМАНАХ. С 200 рисунками, гравированными на дереве Спб. В тип. Якова Трея. 1858 — 4°. 4 ненум. + 224 стр. Российский ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИСТОК. 1851—1862 гг. текст в 4°, литографии в лист. Древная Притча ОБ ИВАНУШКЕ ДУРАЧКЕ Соч. Н. Полевого с рисунками Тимма гравированными Бернардским, Вайткером и Бланде Спб. 1844 г. СУВОРОВ. Соч. Фаддея Булгарина. 100 рисунков В. Тимма, гравированных на дереве бароном Клодтом, бароном Неттельгорстом и гг. Лавилем и Порре. Изд. М. Д. Олхина. Спб. тип. Фишера, 1843 г. 143 стр. с илл. 8° ТЕАТРАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ Тетр. 1,2, 3-4 1842-43. В лист. Илл. 3 лит тит. листа, 8 листов портретов, 4 листа «крокад». Текст в 2 столбца, нотки. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА, составленная из трудов российских литераторов, под редакциею Н. Некрасова (с политипажами) Спб., изд. А.Иванова. 1844 — 8°. В 2-ух частях. Ч.1- два загл. лист+ 301+1 н. стр. Ч.2- два загл. лист +274+1 н. стр. илл. в тексте и отд. ФУРМАН П. АЛЬМАНАХ ДЛЯ Деток, Составленный П. Фурманом. С картинами, Спб. 1847 −12° 181 (в том числе 3 загл. листа) + 3 н стр. илл. гравюры на дереве в тексте. ХРОНОГРАФИчЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ Российской ИСТОРИИ. По способе А. Язвинского. С портретами рисованными Тиммом и гравированными Неттельгорстом. Спб. в типографии М. Д. Ольхина 1845 −8°. Загл. лист +48 стр. илл. гравюры на дер. в тексте и две карты хронографические вне текста.

Примеры литографий Тимма

Император Александр II

Коронационные торжества

Декабристы на Сенатской площади

Венчание на царство Александра II

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Суходольский Януарий



Когда родился: 19 сентября

Где родился: Гродно

Когда умер: 20 марта

Где умер: Боиме близ Седлец

Подданство: Царство Польское

Жанр: баталист




Биография

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Суханов Василий Петрович



Когда родился: неизвестно
Когда умер: неизвестно
Происхождение: сын вольноотпущенника
Подданство: Российская империя
Где учился: Егоров, Алексей Егорович

В каком стиле писал: академизм
серебряная медаль Академии Художеств 1811 ; золотая медаль Академии Художеств 1812 ; аттестат Академии Художеств 1 степени со шпагой 1812

Биография

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Суриков Василий Иванович



При рождении был назван (первое имя): Василий Иванович Суриков
Когда родился: 12 24 января

Где родился: Красноярск

Когда умер: 6 19 марта

Где умер: Москва

Страна: Российская империя

Жанр: Историческая живопись

Cамые известные картины: Роспись


Оказал влияние на: Дмитрий Каратанов




Биография

Семья

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке . Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (погиб в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы безмерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман ринулся в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вынул плот на сберегал. В его честь назван полуостров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мама — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное заглавие Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в текущее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, посреди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её детки — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

Отрочество и молодость В Красноярске

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и кончает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Предки остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза погибает отец Василия Ивановича. Мама с детками ворачивается в Красноярск. Средств не хватает — семья сдаёт в аренду 2-ой этаж собственного дома.

Василий Иванович начал отрисовывать в ранешном детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Более ранешным датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

После окончания обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было средств на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении картинки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.

В Санкт-Петербурге «Вид монумента Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не сумел поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года обучался в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения живописцев. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год Суриков обучался в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько валютных премий. Огромное внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид монумента Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (1-ый вариант картины хранится в Красноярском муниципальном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некое время живойёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за какую получил Малую золотую медаль.

4 ноября 1875 года Василий Иванович окончил Академию в звании потрясающего художника первой степени.

В Москве

Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасателя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилища не имел, жил в оплаченных квартирах и гостиницах, грезил возвратиться в Красноярск. Василий Иванович нередко ездил в Красноярск, где проводил лето.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в различных источниках приводятся разные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мама, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Лена.

Важные картины «Утро стрелецкой экзекуции» Утро стрелецкой экзекуции

В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.

В 1881 году Суриков становится членом Приятельства передвижных художественных выставок.

«Меншиков в Берёкличе»

П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове». У художника появились средства для забугорной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

«Сударыня Морозова»

В 1881 году Суриков сделал 1-ый набросок «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. В первый раз о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от собственной тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Длительное время Суриков не мог отыскать типажа для сударыни. Макетом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её супруг, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося негоцианта слева на картине «Боярыня Морозова» изображён прошлый дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков повстречал по дороге в Сухобузимское.

«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года живописец следит полное солнечное затмение, пишет набросок затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет мамы (1887 год). Портрет «Мой брат» также, возможно, был сотворен в 1887 году.

«Взятие снежного городка» «Взятие снежного городка».

8 апреля 1888 года скончалась супруга Сурикова. Сначала лета 1889 года Суриков вкупе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до озари 1890 года. В Красноярске живописец создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Российском музее).

Игру «Взятие снежного города» Суриков в первый раз увидел в ранешном детстве по дороге в родное село мамы Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве посиживает, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — супруга известного красноярского доктора. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали фермеры деревни Базаиха.

«Взятие снежного городка» на интернациональной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал приличное количество. Отыскал тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а завершилась в 1895 году.

С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.

«Переход Суворова через Альпы» «Переход Суворова через Альпы»

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков замыслил картину «Переход Суворова через Альпы». Первым макетом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдорвей Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в каком современники лицезрели макетом Суворова, педагога пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белоснежную лошадка, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» закончилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена царем.

«Степан Разин»

Мысль картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Макетом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, либо его отпрыск — Тимофей Иванович. Может быть, что ранешние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его отпрыска.

В 1907 году Суриков стал членом Союза российских живописцев, покинув ряды Приятельства передвижников.

Наряду с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском мятеже (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695—1698 годов участвовали праотцы Сурикова — Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский мятеж 1695 года».

Остался неосуществлённым план картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.

«Посещение царевной дамского монастыря» «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»

После чтения книжки И. Е. Забелина «Домашний быт российских королев в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной дамского монастыря» (1912 год). Образцами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

Последние годы

В 1910 году Суриков совместно с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга приятные пособия для школы.

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Василий Иванович уезжает на исцеление в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от приобретенной ишемической заболевания сердца. Похоронен рядом с супругой на Ваганьковском кладбище.

Критика

В академических кругах Сурикова длительное время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Но «Мир искусства» увидел в этих так именуемых пороках конкретно плюсы суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, чисто государственного, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских живописцев, разгадал их красота, смог опять отыскать их удивительную, необычную и чарующую палитру, не имеющую ничего схожего в западной живописи».

Главные произведения

Утро стрелецкой экзекуции (1881, ГТГ) Меншиков в Березове (1883, ГТГ) Сударыня Морозова (1887, ГТГ) Покорение Сибири Ермаком (1895, ГРМ) Переход Суворова через Альпы (1899, ГРМ) Степан Разин (переписана в 1910 ГРМ, предшествующий вариант экспонировался в 1906 на XXXV Передвижной выставке)

Увековечение имени

Имя Василия Сурикова присвоено Столичному художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен монумент (архитектор Л. Ю. Эйдлин, конструктор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, сейчас Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый монумент (архитектор Юрий Злотя). Собрание живописи и разных предметов краеведческого музея составило базу коллекции при открытии дома-музея. В 1959 году снят историко-биографический кинофильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова. В честь Сурикова назван кратер на Меркурии. Улицы имени Сурикова в: Липецке (Улица Сурикова (Липецк)), Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве (Улица Сурикова (Киев)), Иркутске, Кирове.

В Красноярске:

Улица имени В. И. Сурикова; Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с монументом; Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20); Художественная школа им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79); Средняя общеобразовательная школа №1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б); Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.); Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина; Сквер с монументом на пр. Мира/ ул. В. Сурикова; Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на скрещении Енисейского Тракта и ул. Славы).

Речные суда:

танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство; теплоход Василий Суриков — Столичное речное пароходство. В филателии

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

Почтовая марка Рф, 1998 год

Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»

См. также

Александр Михалков Пётр Кончаловский (1839—1904) Василий Суриков (1848—1916) Ольга Михайловна Глебова Владимир Михалков (1886—1932) Пётр Кончаловский (1876—1956) Ольга Сурикова (1878—1958) Миша Михалков (1922—2006) Александр Михалков Сергей Михалков (1913—2009) Наталья Кончаловская (1903—1988) Наталья Аринбасарова (р. 1946) Андрей Кончаловский (р. 1937) Юлия Высоцкая (р. 1973) Анастасия Вертинская (р. 1944) Никита Михалков (р. 1945) Татьяна Михалкова (Шигаева) (р. 1947) Егор Михалков- Кончаловский (р. 1966) Мария Михалкова (р. 1999) Пётр Михалков (р. 2003) Степан Михалков (р. 1966) Анна Михалкова (р. 1974) Артём Михалков (р. 1975) Надежда Михалкова (р. 1986)

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Судковский Руфин Гаврилович



Когда родился: 7 апреля 19 апреля

Где родился: Очаков

Когда умер: 4 февраля 16 февраля

Где умер: Очаков

Происхождение: Духовенство

Подданство: Российская империя

Жанр: марина

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: романтизм

Cамые известные картины: «Очаковская пристань»
«Прозрачная вода»
«Бой Весты с турецким монитором»
«Дарьяльское ущелье»
одна малая и одна большая медали Императорской Академии художеств




Биография

«Прозрачная вода (Мёртвый штиль)», (1879—1885) — Киевский государственный музей российского искусства. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года», (1881) — Центральный военно-морской музей.

Руфим Гаврилович Судковский родился 7 апреля 1850 года. Отпрыск священника Херсонской епархии и сам по желанию отца готовясь стать священником, Судковский соответственно этому и получил образование, учась поначалу в Очаковском духовном училище, потом в Одесской духовной семинарии. Но священническая деятельность скоро закончила его завлекать. Уже в детские годы начали обнаруживаться в нем возможности к рисованию, а в юношеском возрасте, в особенности во время пребывания в Одессе, под впечатлением видов южного моря с его чарующими красотами в нем совсем пробудился живописец, и он сделался одним из самых ревностных гостей рисовальной школы Одесского общества любителей искусства.

Ознакомившись основательно с употреблением карандаша и кисти, Судковский с жаром стал отрисовывать с натуры и уже в этих юношеских работах нашел бесспорный талант и преимущественную любовь к морским сюжетам. В 1868 году он, не кончив курса, вышел из семинарии и отправился в Петербург, где был принят учеником в академию художеств. В последней пробыл три года, при этом его пейзажные этюды на данные темы были отличены большою и малою серебряными медалями (1870 год).

В 1871 году Судковский возвратился на родину в Очаков и энергично занялся этюдами берегов Чёрного моря. Картины первых лет его пребывания в Очакове носят очевидные следы подражания различным мастерам; в их не достаточно оригинально-творческих частей, как в композиции рисунка, так и в отношении его выполнения, почему даже наилучшие из этих опытов, принятые различными петербургскими выставками, остались, полностью естественно, незамеченными и публикой, и критикой. Но непрестанная и усердная работа Судковского над своим дарованием, строгая самокритика и в особенности поездка в 1874 году за границу существенно усовершенствовали технику его кисти и развили его наблюдательность.

Картины его на академической выставке 1877 года представляли уже решительный шаг вперед в сопоставлении с прежними опытами, найдя в создателе бесспорный большой талант и умение выразить его, и академия художеств отыскала полностью вероятным присудить Судковскому за их звание художника 2-й степени, хотя им и не был сдан нужный для этого особый экзамен по общим предметам: «в символ особенного исключения и не в пример другим» — было мотивировано академией это присуждение.

Два года спустя Судковский получил звание потрясающего художника 1-й степени. В это время начинает расти его известность и в широких кругах, чему в особенности содействовали устроенные им в 1880 и 1881 годах в Одессе две выставки собственных картин.

В конце концов, три выставки его работ в Петербурге (1882, 1883 и 1884 годах; 1-ая вкупе с Ю. Ю. Трилистником) совсем упрочили его известность как известного художника-мариниста, а одна из замечательнейших его картин — «Буря близ Очакова», экспонированная в 1882 году на выставке «Общества художественных выставок», доставила ему звание академика. На этих выставках Судковский явился уже полностью определившимся художником, реальным мастером, способным передавать красками самые неуловимые движения волн, самую затейливую игру света на воде. Водную стихию он исследовал во всем и с поразительной художественной верностью умел передавать ее покой, ее прозрачность, ее безбрежность, игру в ней солнечных и лунных лучей в тихую погоду, суровое величие ее в бурю.

Судковский занял выдающееся место в ряду российских живописцев. Неоспоримый талант и суровая непрестанная работа над ним обещали Судковскому славную будущность, но ранняя погибель его не отдала осуществиться этим ожиданиями: он погиб 4 февраля 1885 года от тифа, в возрасте наименее 35 лет, в расцвете сил, не завершившись совсем как живописец, не успев выполнить надежд, которые возлагались на его талант. В год погибели Судковского друзьями его была устроена посмертная выставка его произведений.

Общее число картин Судковского очень существенно, в особенности если принять во внимание непродолжительность его художественной карьеры. Наилучшими из их числятся: «Очаковская пристань» (находится в Российском музее), «Штиль» (там же), «Дарьяльское ущелье» (там же), «Ночь», «Прозрачная вода», «Бурное море», «Затишье» (в Третьяковской галерее), «Буря близ Очакова», «Полдень», «Рассвет до восхода солнца», «Ночью будет буря», «Кинбурнская коса после дождя», «Днепровские гирла», «Ловля сельдей», «Бой Весты с турецким монитором».

Из наименее значимых работ назовем: «Березанский залив», «На Финском заливе», «Лиман», «Тихий день», «Девятый вал», «Одесский мол», «Буря у Одессы», «Перед грозой», «Перед бурей», «Морской берег», «Волна», «Бурный прибой» и другие. Были у Судковского карандашные и акварельные работы, но они стоят существенно ниже его картин алкидными красками.

При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Достойные внимания факты

Музей маринистической живописи имени художника Р. Г. Судковского в Очакове Отец Руфина Судковского протоиерей Очаковского Свято-Никольского военно-морского собора Гавриил Дионисьевич Судковский (1814—1907) — участник Крымской войны, награждён многими заслугами, включая ордена Святой Анны 2-й и 3-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени. Жена Судковского — Лена Петровна Судковская, урождённая Бенард (1863—1924), вышла потом замуж вторым браком за академика батальной живописи Н. С. Самокиша и получила известность как художница-иллюстратор Самокиш-Судковская. На могиле Судковского, находящейся на местности Очаковского военно-исторического музея, установлен бюст художника, отлитый по модели Самокиш-Судковской. Именованием Судковского назван единственный на Украине музей маринистической живописи, в коллекции которого находится наибольшая коллекция работ художника. Удалив с картины датского художника Георга Эмиля Либерта (1820—1908) рыбачьи домики, мошенники пробовали реализовать эту картину, выдавая её за пейзаж Руфина Судковского «Берег моря». В 1883 году Архип Куинджи на публике обвинил Судковского в плагиате, заявив, что картина Судковского «Мёртвый штиль» на сто процентов повторяет картину Куинджи «Ладожское озеро». Несколько газет вступились за Судковского, утверждая, что Судковский превзошёл Куинджи. После этого живописцы Крамской, Максимов, Волков и Репин расположили в «Новом времени» письмо с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи.

Галерея

«Очаковский берег», (1870), холст, масло — Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

«Корабли на рейде», (1870), холст, масло — личное собрание

«Неспокойное море», (1878), холст, масло — личное собрание

«Прибой у мола», (1879), холст, масло — Таганрогская картинная галерея

«Берег реки. Лодка.», (1881), холст, масло — Плёсский муниципальный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Морской вид», (1881), холст, масло — Приморская муниципальная картинная галерея

«Очаковская пристань», (1881), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея

«На берегу моря», (1882), холст, масло — Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

«Дарьяльское ущелье», (1884), холст, масло — Муниципальный Российский музей

«Морской вид», (1884), холст, масло — личное собрание

«Пароход „Москва“ в бурю», (1884), холст, масло — Очаковский музей маринистической живописи имени Р. Г. Судковского

«Одесский волнолом», (1885), холст, масло — Эстонский художественный музей

«Морской берег», (ранее 1885), холст, масло — Челябинская областная картинная галерея

«Морской пейзаж», (ранее 1885), холст, масло — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

«Шторм. Морской пейзаж.», (ранее 1885), холст, масло — личное собрание

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Ступин Александр Васильевич



Когда родился: 13 24 февраля

Где родился: Арзамас

Когда умер: 31 июля 12 августа

Где умер: Арзамас

Подданство: Российская империя

Жанр: живописец

Где учился: Императорская Академия художеств




Биография

В 1787 году был отдан в ученики в иконописную мастерскую г. Темникова, по окончании которой в 1799 году прибыл в Санкт-Петербург и поступил учеником в Академию художеств у И. А. Акимова. Закончив курс в 1802 году с аттестатом II степени, возвратился в Арзамас и устроил там рисовальную школу — 1-ое и в течение долгого времени единственное личное учреждение подобного рода в Рф. В 1809 году академия приняла эту школу под своё покровительство, одарила её основоположника и управляющего званием академика и с тех пор оказывала ему поддержку присылкой оригиналов и гипсов для копирования учениками школы и выдачей наилучшим из их поощрительных серебряных медалей. Арзамасская школа, просуществовав всего 45 лет, подготовила многих выдающихся живописцев (в том числе Е. Ф. Крендовского, Н. Алексеева , И. Горбунова, В. Раева, В. Перова). Управлял школой поначалу один Ступин, сам занимаясь в ней преподаванием с помощью нанятого наставника неких простых наук, но в 1836 году он передал её в заведование собственному бывшему ученику Н. Алексееву. В 1842 году дом и школа Ступина очень пострадали от пожара.

Ко времени поступления в школу В. Г. Перова, в 1846 году, в ней был маленький музей, в собрании которого имелись подлинные работы Д. Г. Левицкого, В. К. Шебуева, А. Г. Варнека, А. Е. Егорова, К. П. Брюллова, огромное количество уникальных рисунков; была своя библиотека.

А. В. Ступин. Мальчишка с листком. Холст, масло. 1830-е — 1840-е

Скоро после погибели Ступина арзамасская художественная школа была закрыта.

В 1822 году Ступин занимался оформлением строившегося на местности Нижегородской ярмарки Спасского собора.

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Струнников Николай Иванович



Когда родился: 14 мая

Где родился: Орёл

Когда умер: 20 сентября

Где умер: Москва

Получил звание: Заслуженный деятель искусств РСФСР


Биография

Родился 14 мая 1871 года в Соколе. Семья, где было шестеро малышей (два отпрыска и четыре дочери), жила в нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника — Иван Алексеевич — был приказчиком в сельском магазине, а мама — Александра Николаевна — домохозяйкой, отличалась художественными возможностями и делала прекрасные вышивки бисером.

После окончания 3-х летнего обучения в младшей школе Николаю пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Соколе на складе негоцианта Конькова. Тут он увлекся рисованием, которое стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С. И. Грибкова, куда попал в числе по советы 1-го художника, заметившего его возможности.

В 1892 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с 2-мя серебряными и одной бронзовой медалью. В училище его педагогами были А. Архипов и В. Серов. Свое образование продолжил в 1901 году в Высшем художественном училище Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина. Жил в Петербурге, а во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В 1902 году местный священник предложил ему расписать Воскресенскую церковь, что было им выполнено. Также им был расписан собор в Киеве, куда живописец переехал в 1913 году, поступив педагогом в художественное училище по советы И. Е. Репина.

Н. И. Струнников принял и поддержал Октябрьскую революцию. В 1921 году по вызову Наркомпроса он переехал в Москву и больше на Украину не ворачивался. В период 1927—1930 годов сделал целую галерею портретов героев штатской войны: Ворошилова, Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову была присуждена Золотая медаль на Интернациональной выставке в Париже в 1937 году.

Во время Величавой Российскей войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров.

Погиб 20 сентября 1945 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Был женат на Прасковье Алексеевне, в семье родилось трое отпрыской: Сергей, Игорь и Ростислав.

Труды

Картина «Партизан А. Г. Лунев»

Струнников был экспонент МОЛХ, столичного общества «Группа художников» (1909—1911), АХР (1926), ТПХВ (47-я, 48-я выставки). Также был участником литературно-художественного кружка «Среда» в Москве.

Его работы хранятся в Гос Третьяковской галерее, Центральном музее Вооружённых сил в Москве, Музее новой истории Рф в Москве, Днепропетровском государственном историческом музее им. Д. Яворницкого, Полтавском и Донецком художественных музеях.

Память

Жителями Малоархангельска установили на городском кинозале «Колос» мемориальную доску в честь Струнникова, где на мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901—1904 жил и работал узнаваемый русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников».

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Сторожевский Николай Николаевич



Гражданство: Российская империя

Жанр: пейзаж

В каком стиле писал: Реализм

На него(неё) оказали влияние школа: Д. Д. Бурлюк


Биография

Четверг, 29 Январь 2015 21:53

Степанов Алексей Степанович



Когда родился: 24 апреля 6 мая

Где родился: Симферополь

Когда умер: 5 октября

Где умер: Москва

Происхождение: дворянин

Подданство: Российская империя

Гражданство:

Жанр: пейзаж

Где учился: МУЖВЗ

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: «Дети на хворосте», «Лоси», «Журавли летят», «Утренний привет»
медали МУЖВЗ

Сайт: alexey-stepanov.ru




Биография

«Осень», (ранее 1923), холст, масло — Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. «Бульвар», (1919), бумага, акварель — Государственный художественный музей Республики Беларусь.

Алексей Степанович Степанов родился в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера, участника Крымской войны. Осиротевшего в ранешном возрасте Степанова (в 1858 году погибает его мама, а в 1863 году отец), опекун увозит в Москву и устраивает в молодое отделение Института обер-офицерских сирот, располагавшегося в бывшей усадьбе графа Разумовского.

Обучался в 1-й мужской гимназии, потом на землемерном отделении Константиновского межевого института. Закончив полный курс, в 1879 году Степанов выпускается из института с присвоением звания землемера.

С 1880 по 1883 год вольнослушатель, c 1883 года по 1884 год студент Столичного Училища живописи, ваяния и зодчества, класс И. М. Прянишникова, обучение рисунку — класс Е. С. Сорокина. За набросок и наброски в 1883 году награждён малой серебряной медалью Училища. В 1884 году за представленную выпускную работу «Отец и отпрыск, либо Военная беседа» награждается большой серебряной медалью с присвоением звания потрясающего художника.

Будучи студентом Столичного Училища живописи, ваяния и зодчества, Степанов начинает сотрудничество с журнальчиком «Природа и охота», продолжавшееся долгие и длительные годы. С 1883 по 1895 год в журнальчике размещено около 100 рисунков Степанова.

С 1888 года экспонент Приятельства передвижных художественных выставок, картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. 1-ый фуррор Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единодушно принята на выставку Советом Приятельства и была приобретена П. М. Третьяковым для собственной коллекции.

В конце 1880-х годов Степанов вкупе с Левитаном, Пастернаком и рядом других живописцев и архитекторов служил педагогом в Училище роскошных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1889 году Степанов по настоянию В. А. Серова, приглашается в Столичное Училище живописи, ваяния и зодчества педагогом класса анималистической живописи. Получив потом звание доктора, Степанов возглавлял класс до 1918 года, у него обучались: С. В. Герасимов, В. А. Филиппов, М. А. Добров, Б. В. Иогансон, П. Д. Корин, А. П. Панфилов, Л. В. Туржанский, Б. Н. Яковлев и многие другие живописцы.

Ещё больший фуррор в 1891 году Степанову приносит картина «Журавли летят», выставленная на XIX выставке Приятельства. После этого в марте 1891 года Степанов вкупе с С. И. Светославским и И. И. Левитаном принимается в полноправные члены Приятельства передвижных художественных выставок.

В 1894 году совместно с семьей столичного негоцианта и сборщика Н. В. Медынцева, Степанов путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Северной Италии. В 1895 году он женится на дочери Медынцева — Людмиле Николаевне. Поездка в Европу, а конкретно живопись французских импрессионистов, оказала определённое воздействие на творчество художника, хотя и отрицаемое современниками. По результатам поездки Степановом написана картина «Прачки в Виши».

Каждое лето с 1906 года по 1914 год Степанов живойёт в имениях Лубенькино, Гарусово и Бережок Вышневолоцкого уезда (сейчас Удомельский район) Тверской губернии. Дом, в каком жил Степанов в Гарусово, изображён на картине «Уехали» (1911—1914, Муниципальная Третьяковская галерея).

В 1905 году Степанов за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Глобальной выставке в Париже.

Наметившийся к концу XIX века кризиз в Приятельстве передвижных художественных выставок, вызванный конфликтом меж петербургской и столичной школами, старенькым и новым поколениями передвижников, отразился и на Степанове. В 1901 году Степанов вступает в выстовочное объединение «36 художников», а в 1903 году живописец становится одним из учредителей «Союза российских художников», подписав вкупе с А. М. Васнецовым, С. В. Ивановым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградным, К. К. Первухиным и И. С. Остроуховым коллективное заявление о выходе из Приятельства.

В 1920 году Степанов тяжело захворал, но продолжал работать. Одну из последних работ Степанова «Качели» (1923) приобрёл для собственной коллекции Институт Карнеги. Погиб Алексей Степанович Степанов в 1923 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Галерея

«Лоси», (1889), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея

«Журавли летят», (1891), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея

«На Волге», (1897), холст, масло — Самарский областной художественный музей

«Утренний привет», (1897), холст, масло — Псковский муниципальный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Дети на хворосте», (1899), холст, масло — Ульяновский областной художественный музей

«Портрет Н. В. Медынцева» (Николай Васильевич Медынцев — негоциант, собиратель, тесть художника А. С. Степанова), (1902), холст, масло — Тверская областная картинная галерея

«Катание на Масленицу», (1910), картон, темпера — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

«Лошадь», (1911-1920), холст, масло — Нижегородский муниципальный художественный музей

«Хоровод», (ранее 1923), холст, масло — Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова

«На пастбище», (ранее 1923), холст, масло — Государственный художественный музей Республики Беларусь

Адреса в Москве

1895—1923 — Покровский бульвар, дом 8, строение 1, квартира 8 — дом А. Ф. Медынцевой, (мемориальная доска, 1962 год), выявленный объект культурного наследства.

Библиография

Холодовская М. З. Алексей Степанович Степанов. 1858-1923. — Л: Живописец РСФСР, 1981. — 103 с. Кац Л. И. Обожать наших «братьев меньших»: А. С. Степанов в имении Лубенькино Аксаковых, в усадьбах Гарусово и Бережок // Живописцы в Удомельском крае. — М: Столичный рабочий, 1983. — С. 44 — 54. — 144 с. — 39 000 экз.



Когда родился: 1860. 1861
Где родился: Санкт-Петербург

Когда умер: 1911

Где умер: Санкт-Петербург

Происхождение: Дворянин
Подданство: Российское
Жанр: Пейзажист, Жанрист, анималист, акварелист
Где учился: Императорская Академия Художеств / 1891
Получил звание: Классный художник
Подпись:


Биография

Страница 8 из 36

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный