Шамшин Пётр Михайлович
Биография
«Вступление Иоанна IV в Казань» — одна из последних работ П. М. Шамшина.Отпрыск академика-живописца, преподававшего рисование в классах Императорской академии художеств. В возрасте 10 лет был определен в воспитанники Императорской академии художеств. Состоял в ней в числе учеников доктора П. В. Басина.
Закончил курс академии в 1838 году со званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, приобретенной за картину: «Гектор в ложнице Лены упрекает Париса в бездействии». В 1836 году, за картину «Избиение деток Ниобы», ему присуждена большая золотая медаль.
С 1838 года жил и работал в Италии, где пробыл семь лет, после возвращения в Санкт-Петербург преподавал рисование в классах академии. В 1844 год, за картины «Агарь в пустыне» и «Петр Величавый в бурю на Лахте», получил звание академика.
В 1853 году, за большой образ: «Воскресение Христово» (находится в домовой церкви академии), присвоено звание доктора. В 1859 году, вследствие конфигурации устава академии, Шамшин переведён из учителей в адъюнкт-профессора. В 1863 году он произведен в доктора 1-й степени, в 1883 году назначен ректором живописи и статуи. Незадолго до собственной погибели, при внедрении в действие нового устава академии, он уволен в отставку.
Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Творчество
Опытный рисовальщик рутинно-академического направления, прохладный в собственных композициях и неважный колорист, Шамшин занимался практически только церковной живописью. Его вида и настенные картины находятся в почти всех петербургских церквах: в Исаакиевском соборе, в церкви святого Мирония лейб-егерского полка, Благовещенской лейб-гвардии конного полка церкви, греческой посольской, Павловского института, института, инженерного училища, почтамта («Видение святого Константина»), также в столичном Храме Христа Спасателя (живопись на стенках придела святого Николая Чудотворца и большая картина «Сретение Господне»), в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Ивангородской в Нарве, Уяздовского лазарета в Варшаве, российского посольства в Афинах и некие др.
В Императорском Эрмитаже им расписана зала этрусских ваз. Из немногих картин Шамшина на сюжеты из российской истории только две являлись на общественных выставках: вышесказанное изображение эпизода из жизни Петра Величавого (в 1844 году) и «Призвание Миши Фёдоровича на царство» (в 1876 году).
Чумаков Фёдор Петрович
Биография
Фёдорвей Петрович Чумаков родился в 1823 году, в Петербурге, где с 1834 года по 1840 год воспитывался в Санкт-Петербургском театральном училище, куда был отдан родителями, мечтавшими узреть собственного отпрыска сценической знаменитостью. Сразу с обучением в театральном училище посещал рисовальные классы Академии Художеств.
В семнадцать лет, 1840 году, он перевёлся в Академию Художеств, став пенсионером общества поощрения художеств. Там же его увидели доктора живописи К. П. Брюллов и П. В. Басин, он стал вольноприходящим учеником в классе исторической живописи Петра Васильевича Басина.
В 1847 году ему были присуждены две (большая и малая) серебряные медали, за этюды стариков. Тогда же, узнаваемый сборщик картин Ф. И. Прянишников приобрёл его работу, портрет старушки, который потом был передан в картинную галерею Румянцевского музея.
В 1849 году, на выставке академии художеств он выставил свои работы: «Женский портрет», «Антиквария», «Голова старика» и «Головка девочки». В 1850 году он был обязан из-за заболевания закончить свои занятия в академии и, удостоенный звания художника с правом на XIV класс, в том же году уехал в Италию, где прожил более одного года, а потом возвратившись в Петербург, представил в 1852 году на академическую выставку две картины: «Вакханка» и «Девушка из Албано». По правилам дореформенной академии, совет профессоров признал вероятным дать Фёдорвею Петровичу звание академика. Потом живописец специализировался на дамских портретах и в особенности «головках», которые в то время имели таковой же фуррор, как и головки К. Е. Маковского.
В 1857 году он опять уехал за границу, объездил всю Европу и поселился в Париже, где стал неизменным экспонетом Салона. Пару раз его работы направляли на себя исключительное внимание французской критики, а в 1865 году французское правительство получило его картину «Истязание Спасителя». Несколько его работ были приобретены президентом Академии Художеств величавой княгиней Марией Николаевной, во время посещения парижской мастерской художника.
В 1866 году он привез в Санкт-Петербург огромную картину «Спаситель и богач», которая была приобретена царем Александром II и пожалована академическому музею.
В 1868 подал прошение в совет академии о получении звания доктора за начатую картину «Распятие Спасителя», но звания удостоен не был. До собственных последних дней Фёдорвей Петрович жил практически безвыездно в Париже, где писал практически только портреты и безупречные головки юных дам во вкусе Греза. Где в 1899 году скончался в поликлинике от ожогов.
Произведения художника находятся в почти всех музейных собраниях, в том числе в Гос Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Русской Академии художеств и других.
Галерея
Купальщица.
Портрет Мазарской, 1849.
Купальщица.
Портрет Мазарской, 1849.
Чориков Борис Артемьевич
Биография
Чистяков Павел Петрович
Биография
Чирков Александр Иннокентьевич
Биография
Родился в 1865 году (по другим данным в 1867 году) в семье знатного потомственного гражданина Москвы.
Жил в Москве. В 1885—1886 годах обучался в МУЖВЗ в качестве вольнослушающего. В 1890-х годах Чирков сделал поездку в Китай и Японию. Летом 1901 совместно с М. В. Нестеровым посетил Вологду и Соловецкие острова. Также путешествовал по Сибири и Далекому Востоку; побывал в Корее, Индии, на Цейлоне, в Турции, Аравии, Африке, Крыму и на Кавказе. Во время Русско-турецкой войны 1877—1888 годов живописец находился на театре военных действий.
А. И. Чирков был членом и экспонентом Столичного общества любителей художеств и Столичного приятельства живописцев (с 1899 года). Также участвовал в выставках ТПХВ (1901—1911 годы, с перерывами), был экспонентом выставок Общества им. А. И. Куинджи и провел несколько индивидуальных выставок в Москве.
Погиб в 1913 году. В 1915 году в Москве свершилась мемориальная выставка Чиркова.
Труды
Наружные изображения Картина «Мокрые вороны»Работы художника находятся в Гос Третьяковской галерее («Мокрые вороны», 1894; «Лед тронулся», 1892), Муниципальном Российском музее, Муниципальном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В Донецком областном художественном музее находится датированный 1894 годом этюд для картины «Мокрые вороны».
Чинёнов Андрей Семёнович
Биография
Супруги М. М. и А. С. ЧиненовыРодился 2 июля (15 июля по новенькому стилю) 1855 года в Тамбовской губернии.
Закончил церковно-приходскую школу. Выпускник Столичного Строгановского училища (ученик рисовальщика, 1876). Участник выставок Ростово-Нахичеванского общества роскошных искусств. В 1881 году преподавал в Ростовской прогимназии (Екатерининская гимназия).
Чиненов вкупе со собственной супругой — архитектором Марией Михайловной Чиненовой (1877—1959) — открыли в 1895 году в Ростове-на-Дону художественные классы (1-ые и единственные во всем Приазовском крае). А в 1914 году году основали, по разрешению Русской Академии художеств, личную художественную школу, называемую Классом рисования и лепки, которой сначало управлял живописец И. С. Богатырёв
В 1920 году классы получили статус Первой русской художественной школы Донпрофобра. Беря во внимание награды Андрея Семеновича в деле художественного образования, он был назначен заведующим.
Позднее на базе Чиненовской художественной школы было сотворено Художественное училище имени Митрофана Борисовича Грекова.
Андрей Семенович и его супруга дали путевку в жизнь многим известным художникам и архитекторам, посреди которых народные живописцы СССР Александр Иванович Лактионов, Евгений Викторович Вучетич, Иван Максимович Семенов и другие.
Чиненов был награжден золотой медалью Глобальной выставки в Париже 1900 года за уникальную разработанную им методику рисования и лепки. Его произведения выставлялись на выставке живописцев северного Кавказа вровень с произведениями его друзей — Айвазовского, Шишкина, Репина, Черепахина.
Погиб в 1935 году в Ростове-на-Дону.
Заслуги
Награжден орденами Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней.Память
Сейчас имя А. С. Чиненова носит детская художественная школа в Ростове-на-Дону. Материалы, относящиеся к супругам Чиненовым, находятся в ГА РФ.Источники
Скопцова Г. С. Из века в века. История РХУ в лицах. — Ростов-на-Дону: Изд. РХУ, 2009. — 489 с. — ISBN 978-5-9901759-1-4.Чехов Николай Павлович
Биография
Родился 23 мая 1858 года в Таганроге. Отец Павел Егорович Чехов, мама Евгения Яковлевна Чехова (Морозова). Обучался в столичном Училище живописи, ваяния и зодчества. Натурным классом в училище в те годы управлял В. Г. Перов. Сотрудничал с газетой «Столичный листок», журнальчиками «Зритель», «Сверчок», «Свет и тени», «Москва», «Осколки» (в том числе иллюстрировал некие рассказы брата и был создателем карикатур с его подписями; в отличие от братьев Антона и Александра, подписывался в юмористической прессе истинной фамилией). Участвовал в росписи стенок столичного храма Христа Спасателя. Обучался и был дружен с живописцами И. Левитаном, К. Коровиным, Ф. Шехтелем. Был в штатском браке с А. А. Ипатьевой-Гольден.
Антон Чехов не один раз критиковал стиль жизни брата и его отношение к собственному таланту: «гибнет сильный российский талант, погибает ни за грош». Николай Чехов погиб от туберкулёза в имении Лука Харьковской губернии у друзей Чеховых — Линтварёвых, там и похоронен.
Работы художника находятся в собраниях
Таганрогский художественный музей, Таганрог. Таганрогский муниципальный литературный и строительный музей-заповедник, Таганрог. Муниципальный литературный музей, Москва Муниципальный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова, Мелихово. Дом-музей А.П.Чехова, Ялта Русская муниципальная библиотека, МоскваПогибель
Портрет Антона Чехова, выполненный НиколаемО последних деньках жизни Николая Чехова можно судить из письма его брата Александра к папе Павлу Егоровичу:
Подъезжая к усадьбе, я повстречал на дворе Антона, потом на крыльцо вышли Маша, Ваня и Миша. В сенях нас встретила Мать и стала целовать внуков. „Ты был у Николая?“ — спросил меня Иван. Я вошел в комнату и увидел, что заместо прежнего Николая лежит скелет. Исхудал он страшно. Щеки впали, глаза ввалились и поблескивали. До последней минутки он не знал, что у него чахотка. Антон скрывал это от него, и он задумывался, что у него только тиф. „Братичик, останься со мною, я без тебя сирота. Я все один и один. Ко мне прогуливается мама, и братья, и сестра, а я всё один“. Когда я его переносил с постели на горшок, я повсевременно страшился, вроде бы ненамеренно не сломать ему ноги. Наутро ему стало как будто легче. Я в это время сходил на реку ловить раков и не для раков, а для того, чтоб отдохнуть для будущей ночи. За ужином я произнес, что дай Бог, чтоб Коля дожил до утра. Сестра произнесла, что я говорю вздор, что Николай живой и будет жить, что такие припадки у него уже были. Я успокоился. Все улеглись спать. Николай был в полном разуме. Он засыпал и пробуждался. В два часа ночи он возжелал на двор; я желал было перенести его на судно, но он решил еще чуть-чуть подождать и попросил меня поудобнее оправить ему подушки. Пока я оправлял подушки, из него вдруг брызнуло, как из фонтана. „Вот, братичек, усрался, как малыш, на постели“. В три часа ночи ему стало совершенно гнусно: начал задыхаться от мокроты. Около 6 часов утра Николай стал совершенно задыхаться. Я побежал во флигель к Мише, чтоб спросить, в какой дозе дать Коле лечущее средство. Миша оборотился с 1-го бока на другой и ответил: „Александр, ты всё приувеличиваешь. Ты баламутишь только“. Я поторопился к Николаю. Он, видимо, дремал. В семь часов утра он заговорил: „Александр, подыми меня. Ты спишь?“ Я поднял. „Нет, лучше прилечь“. Я положил его. „Приподними меня“. Он подал мне обе руки. Я приподнял его, он сел, возжелал откашляться, но не мог. Явилось желание рвать. Одной рукою я поддерживал его, другою старался поднять с пола урыльник. „Воды, воды“. Но было уже поздно. Я звал, орал „Мать, Маша, Ната“. На помощь не являлся никто. Прибежали тогда, когда все было кончено. Коля погиб у меня на руках. Мать пришла очень поздно, а Мишу я был должен разбудить для того, чтоб сказать ему, что Коля погиб.Память
Могила Николая ЧеховаМогила Николая Павловича находится на Лучанском кладбище, расположенном на Луке (район городка Сумы, Украина).