Левицкий Дмитрий Григорьевич



Когда родился: 1735

Где родился: Киев

Когда умер: 4 16 апреля

Где умер: Санкт-Петербург

Подданство: Российская империя

Жанр: портрет

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: классицизм




Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (реальная фамилия Нос, либо Носов), известного также как художник-гравёр. Обучался изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал совместно с папой в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Обучался в Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за потрясающе исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был управляющим портретного класса.

Уже в ранешних работах показал себя высококлассным мастером парадного портрета, способным отыскать выразительную позу и жест, соединять интенсивность цвета с тональным единством и богатством цветов (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Узнаваемый богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большенном холсте, на фоне великой архитектуры, в пышноватых складках красного облачения (портрет П. А. Демидова, 1773). Верхушкой творчества Левицкого — и всего российского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института великодушных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Российском музее).

В сделанной Левицким широкой галерее портретов — величавая Екатерина II (1783), представленная мудрейшей и просвещённой законодательницей (конкретно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание известной оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ—энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, духовное благородство которого так живо и конкретно передал российский живописец, и отец художника (1779), умеренный, мудрейший и усталый старик, прошлый в своё время одним из наилучших украинских гравёров, и строитель строения Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), обеспеченный купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми собственного времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов собственной семьи, для декорации стенок собственного нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург) предназначались для домашней портретной галереи. В камерных по нраву портретах живописец выделил особенности физического и духовного вида каждого члена семьи.

В 1780-х годах живописец сделал уникальную портретную галерею деятелей российской культуры. Особенной теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, сделанные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников собственной актуальной уверительностью, исключительной правдивостью в воссоздании вида философа. Одно из наилучших созданий Левицкого — портрет юный М. Дьяковой (1778), поэтичный, неунывающий, написанный в богатой политре тёплых тонов.

Оказал сильное воздействие на становление живописцев П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова.

Произведения

Портрет конструктора А. Ф. Кокоринова. 1769 (Российский музей, Санкт-Петербург).

Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова. 1772? (Российский музей, Санкт-Петербург).

Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Российский музей, Санкт-Петербург).

Портрет П. А. Демидова. 1773 (Третьяковская галерея, Москва).

Портрет Н.А. Львова. 1774 (Третьяковская галерея, Москва).

Портрет Г. И. Алымовой. 1776 (Российский музей, Санкт-Петербург).

Портрет М. А. Дьяковой. 1778 (Третьяковская галерея, Москва).

Портрет М. А. Львовой. 1781 (Третьяковская галерея, Москва).

Портрет А. Д. Ланского. 1782 (Российский музей, Санкт-Петербург).

Портрет Урсулы Мнишек. 1782 (Третьяковская галерея, Москва).

Екатерина II — законодательница в храме Правосудия. 1783 (Муниципальная Третьяковская галерея, Москва).

Портрет Е. А. Воронцовой. до 1822 (Музей искусств Узбекистана, Ташкент).

Смолянки Левицкого Опекунская серия Портрет Е. А. Воронцовой из экспозиции Музея искусств Узбекистана (1783) Портрет откупщика Н. А. Сеземова (1770) Портрет итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783) Портрет дочери Агаши в российском костюмчике (1785) Портрет неведомого из семьи Салтыковых. (Третьяковская галерея, Москва) (~1780)

Память

На монетах и почтовых марках

Памятная монета Рф

Почтовая марка СССР, 1972 год

Почтовая марка Рф, 2010 год: Автопортрет

Почтовая марка Рф, 2010 год: Портрет Г.И. Алымовой

Библиография

Российская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964; Кузнецов С. О. Неведомый Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.

На монетах и почтовых марках

Памятная монета России

Почтовая марка СССР, 1972 год

Почтовая марка России, 2010 год: Автопортрет

Почтовая марка России, 2010 год: Портрет Г.И. Алымовой

Другие материалы в этой категории: « Лосенко Антон Павлович Лапин Иван Фёдорович »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный