Каравак Луи



При рождении был назван (первое имя): Louis Caravaque
Когда родился: 31 января

Где родился: Марсель

Когда умер: 20 или 26 июня 1754

Где умер: Санкт-Петербург

Гражданство: Франция

Жанр: портретист

В каком стиле писал: россика


Оказал влияние на: русский портрет XVIII в.



Биография

Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошёл по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат архитекторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 г. в Париже своими портретами заинтересовал Ивана Исаевича Лефорта, с которым заключил договор о работе в Рф на три года.

«работать в службе королевского величества три года в живописи на масле для исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревьев, цветов, животных, также в самой малой суптильной живописи для портретов и исторических картин» и «взять в свою службу тех людей российского народу, которых его величество изволит ему дать для научения и обучения во всем, что касается до красочного художества»

С 1716 года пребывал в Рф. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718 года, где имел российских учеников. Ранее считался в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 году он аккомпанировал Петра I в Астрахань, где написал его портрет (известен по гравюрам). В это царствование получал 500 рублей в год.

Жил на Васильевском полуострове поблизости дворца Меншикова, в своем доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве.

При Анне Иоановне был назначен «придворным первым красочного дела мастером» (сначала с окладом 1500 рублей, позже — 2000 рублей в год), исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал создателем официального «апробированного» изображения Елизаветы в качестве новейшей императрицы. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ — исполнить четырнадцать (либо восемь) портретов Елизаветы Петровны для русских посольств за границей. Участвовал в оформлении и её коронации.

Похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Творчество

«Портрет цесаревны Натальи Петровны» «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Портреты

Был придворным художником, создатель бессчетных барочных портретов, «хотя и вялых по рисунку, но наряженных по колориту»; написал несколько портретов Петра Величавого, с которых сохранились гравюры; портреты царевен, Екатерины I, Анны Петровны и Елизаветы Петровны и др.

Живописец он был, как пишут современники, не выдающийся, но, по отзыву Штелина, портреты его отличались необычным сходством. Более приятными являются его портреты деток; особо выделяются портреты Елизаветы и Петра Петровичей, чьи мелкие детские тела написаны оголенными в позах древних богов по традициям XVIII века, поклонявшегося античности.

«Портрет правителя Петра I» (1717, ГРМ) «Портрет правителя Петра I» (1720-е, Президиум АН, Москва) "Портрет Петра Величавого" (ок.1725-1730, личное собрание, Наша родина) «Петр I» (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 (?), Центральный военно-морской музей, Петербург) (?) «Портрет Екатерины I в пеньюаре», ГРМ

детки Петра:

«Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ «Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком», 2-я пол. 1710-х гг., ГРМ — будущая императрица изображена оголенной, в позе древней богини «Портрет принца Петра Петровича в виде Купидона», 1716, Эрмитаж «Портрет цесаревны Натальи Петровны», 1722, ГРМ «Портрет царевны Анны Петровны», 1725, ГТГ «Портрет царевны Анны Петровны», музей Тропинина «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме» «Портрет мальчугана в охотничьем костюме» (Предположительно Петр II либо Елизавета Петровна)

внуки Петра:

«Петр Алексеевич и его сестра Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы», 1722, ГРМ

прочее:

«Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730 Батальный жанр и иконопись

Работал и в батальном жанре (эпизоды Северной войны: «Полтавская баталия» (1718), «Взятие Нотебурга» (1721), и др.; ряд картин батального жанра для дворца Екатерины I в Летнем саду.

«Полтавская баталия», 1718, Эрмитаж

Иконопись: один из первых зарубежных живописцев, писавших иконы для православных церквей (церковь Зимнего дворца, 1725; Исакиевская церковь, 1725; Рождества Богородицы на Невском, 1747) — уже по заказу императрицы Елизаветы.

Декоративные работы

Декоративные работы: плафоны для королевских резиденций, росписи, картоны для шпалер, картинки для вышивок, также для памятных медалей и монет (медаль на погребение императрицы Анны Иоанновны (1740, сер. рубль с портретом Иоанна VI Антоновича, 1740 и 1741). Декорировал временные триумфальные арки, составлял проекты праздничков. Из этой категории произведений Каравака сохранилось сильно мало, в большей степени в рокайльной манере:

часть росписей плафона Западной галереи Монплезира (Петергоф) декоративная живопись шатрового плафона Вольера-Птичника (Петергоф) Школа Каравака

В числе его учеников были Иван Вишняков, Алексей Антропов, М. А. Захаров. Он в первый раз в Рф организовал, по эталону зарубежных академий, учебное рисование оголенной натуры и копирование образцов старенькых мастеров.

Галерея

Портрет царевны Анны Петровны

Портрет царевны Елизаветы Петровны, 2-ая половина 1710-х гг. (Российский музей)

Портрет Петра Петровича в виде Купидона

Портрет императрицы Анны Иоанновны

Достойные внимания факты

В 2007 году портрет императрицы Анны Иоанновны, выполненный неведомым мастером XVIII в. по работе Каравака, оценивался на германском аукционе в 60.000-70.000 евро. В 2005 году был найден ранее не узнаваемый портрет Петра Величавого работы Луи Каравака. По заключению Муниципального Эрмитажа (Санкт-Петербург) этот портрет является расширенным авторским вариантом известного Округлого портрета Петра Первого (Российский музей, Санкт-Петербург), который употреблялся архитектором Фальконе при работе над головой статуи Медного Наездника - монумента Петру в Санкт-Петербурге.

Ссылки

Каравак, Луи на Викискладе? Картины Луи Каравака на artclassic.edu.ru Три портрета на scholarsresource.com Каравак в артциклопедии На биография.ру

Литература

Евангулова О. С. Кареев А. А. Портретная живопись в Рф 2-ой половины XVIII в. — М.: Из-во Столичного института, 1994 Собко Н. Французские живописцы в Рф в XVIII веке. Живописец Людовик Каравак // Исторический вестник. Т. 8. СПб., 1882. Мюллер А. П. Зарубежные живописцы и архитекторы в Рф. М., 1925. Записки Якоба Штелина об роскошных искусствах в Рф / Сост. К. В. Малиновский. Т. 1. М., 1990.

Портрет царевны Анны Петровны

Портрет царевны Елизаветы Петровны, вторая половина 1710-х гг. (Русский музей)

Портрет Петра Петровича в виде Купидона

Портрет императрицы Анны Иоанновны

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный