Иванов Андрей Иванович



Когда родился: 1775

Где родился: Москва

Когда умер: 12 24 июля

Где умер: Санкт-Петербург

Жанр: историческая живопись
Где учился: Угрюмов, Григорий Иванович

В каком стиле писал: классицизм


Оказал влияние на: Иванов, Александр Андреевич




Биография

Сведения о его происхождении не сохранились, 1-ые свои годы будущий величавый живописец провел в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе иных 20 восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств. Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основателей российской исторической живописи. Его воздействие можно проследить на творчестве и педагогической практике Андрея Иванова. Известное воздействие на воспитание юного художника мог также оказать Габриэль-Франсуа Дуайен, прибывший в Россию в 1791 г. и до 1801 г. пару лет с перерывом управляющим историческим классом в петербургской Академии Художеств. В 1797 году за картину «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» получил Огромную золотую медаль тогда и же аттестат 1-й степени на звание потрясающего художника. Был оставлен пенсионером при Академии для «вящего в художествах познания» и практически сразу начал там же преподавать. 1 сентября 1798 года пенсионер Андрей Иванов был зачислен в академический штат. Приблизительно к этому же времени относится его встреча с будущей супругой - Екатериной Ивановной Демерт (1782? — 1843). 18 августа 1800 г. Иванов стал «назначенным в академики, а 21 сентября в церкви Симеона и Анны состоялось венчание. Вступив в брак, он уже не мог, по академическим правилам, получить зарубежного пенсионерства и по его словам, «уступил» эту возможность своим товарищам - А. Е. Егорову и В. К. Шебуеву. После бракосочетания юные супруги поселились на академическом Литейном дворе, в здании "бывшей трубной", где семья жила во всяком случае до 1811 г. Тут в 1806 г. у Ивановых родился отпрыск Александр - будущий превосходный живописец. Позже, будучи уже старшим доктором, Андрей Иванов получил квартиру в основном здании Академии. У Ивановых было 10 деток: Екатерина (1802—1856?), Александр (1806—1858), Петр (1809—1819), Мария (1811—1836), Павел (1815—1819), Сергей (1822—1877), Елизавета (1824—1833), Надежда (1804—?), Николай (р. 1813), Надежда-вторая (р. 1817).Трое последних погибли во младенчестве. Александр воспитывался как старший отпрыск в семье, преемник отца, его заместитель и ассистент. Младший отпрыск, Сергей, потом стал видным исследователем древней архитектуры. Продвижение на служебном поприще шло удачно. С 29 сентября 1802 г. он, совместно с Егоровым, "правит должность" адъюнкт-профессора в натурном классе, а 1 мая будущего года вступает в эту должность со штатным окладом. 1 сентября 1803 он получает звание академика за картину «Адам и Ева с детками под деревом после изгнания из рая». С ревностью продолжая педагогическую деятельность, в свободное от занятий время он делает бессчетные оригиналы для копирования. Его учебные картинки с произведений старенькых итальянских мастеров XVII века (Доменикино, Караччи, Гвидо Рени), также Лосенко длительно использовались в качестве образцов в академических классах. С 1 сентября 1806 г. Иванов уже официально утвержден в должности адъюнкт-профессора исторического класса. С 1812 — доктор за картину «Единоборство князя Мстислава Залихватского с косожским князем Редедей». В 1820 году написал «Минерву, парящую в небесах» для металлической лестницы Академии Художеств.

«Подвиг юного киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»

Отставка Иванова в то время, когда он только-только был отмечен знаком тридцатидвухлетней беспорочной службы, до сих представляется как следствие только 1-го произвола Николая I, осудившего картину "Погибель генерала Кульнева"(1830). Атмосфера, сложившаяся в то время в академических стенках, внушительно указывает огромную сложность происшедшего. Беспрецендентный случай отставки четырёх почетаемых профессоров - Иванова, С. С. Пименова и 2-ух братьев Михайловых, один из которых был ректором,- свидетельствовал, что в Академии художеств шла беспощадная борьба за главенствующее положение. На пути Шебуева, мечтавшего о месте ректора, стоял старший доктор Иванов. Через пару лет его ученик Карл Брюллов, вернувшийся в Россию, получил на торжестве в честь собственного возвращения лавровой венок, который он здесь же возложил на голову стоявшего рядом с ним Иванова, показав этим поступком, что беспредельно уважает собственного учителя и почти во всем должен ему своим фуррором. Выйдя в отставку, Иванов продолжил работать, приемущественно, по заказам. Оторванный от обычной трудовой обстановки, совместно с тем он сохранил энтузиазм к судьбе учеников и всем академическим событиям. Конец Иванова в особенности грустен. В 1843 г. погибель унесла рачительную супругу. Скоро Петербург покидает младший отпрыск Сергей. Андрей Иванов остался на попечении внучки Е. Сухих — достаточно ветреной особы, непременно повинной в утере ряда работ А. И. и А. А. Ивановых. Скончался в июле 1848 г. от холеры. Погребён на Смоленском кладбище, могила не сохранилась. Был активным участником Свободного общества любителей словесности, наук и художеств.

Творчество

«Адам и Ева с детками под деревом» Супруга художника в виде весталки

В живописи придерживался академической системы построения исторической картины. Иванов воплощал в собственных произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Смерть Пелопида», «Подвиг юного киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»). Много работал в жанре религиозной живописи для церквей Петербурга (иконы в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной церкви, в церкви Почтамта и Михайловского замка). Также написал иконостасы для церкви св. благоверного князя Александра Невского в Варшаве, церкви Российской духовной миссии в Пекине и для Сионского собора в Тифлисе.

Его произведения, отличавшиеся красивым академическим рисунком и узким колоритом, высоко ценились современниками. Иванов был выдающимся представителем старо-академической школы: хороший рисовальщик, отлично понимающий композицию, он писал свободно и в то же время добивался особенного совершенства в моделировании формы. Как блестящий педагог, воспитавший много учеников, в том числе Карла Брюллова и собственного отпрыска Александра Иванова, занимает одно из видных мест в истории живописи Рф.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный